• Научная статья
  • 2 ноября 2024
  • Открытый доступ

«Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» («Очередь» В. Сорокина)

Аннотация

Цель исследования – выявление способов литературного преломления живописных традиций московских концептуалистов в романе В. Сорокина. В статье предложена новая интерпретация самого раннего концептуального романа В. Сорокина «Очередь» (1985). Научная новизна работы состоит в том, что, несмотря на множественность критических и литературоведческих откликов на весьма популярный среди читателей и критиков роман, автором статьи реализован новый подход к литературному тексту современного прозаика-концептуалиста. Если традиционно роман В. Сорокина воспринимался критикой преимущественно со стороны своеобразия его формы, с актуализацией авторской апелляции к живописным арт-объектам художников-концептуалистов (И. Кабаков, В. Пивоваров, Д. Пригов и др.), то мы рассматриваем сорокинский текст как творческую реализацию емкой образно-речевой метафоры, как воплощение образа «языкового монстра» – гидроподобной сущности «живой» очереди. В результате исследования показано, как и какими средствами писатель достигает визуализированного воплощения монструозного образа-субъекта – очереди-существа, наделенной собственным характером и особой психологией, жизнеспособной, саморегулирующейся и относительно самостоятельной. Утверждается, что роман В. Сорокина «Очередь» был создан не с актуализацией пафоса разоблачительно-низвергающей деконструкции в отношении советской действительности (как нередко полагает зарубежная критика), но с целью осуществления игрового эксперимента с языком, который московскими концептуалистами всегда избирался в качестве самостоятельного базового концепта, будь то визуальные стратегии живописных практик или вербальная энергия литературного текста.

Источники

  1. Андреева Н. Н. Роман В. Сорокина «Очередь»: форма в контексте проблемы репрезентации в искусстве московского концептуализма // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. Серия 9. Вып. 4.
  2. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / пер. с фр.; сост. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1994.
  3. Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. Изд-е 4-е. М.: Искусство, 1978.
  4. Биберган Е. Рыцарь без страха и упрека. Художественное своеобразие прозы Владимира Сорокина. СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2011.
  5. Богданова О. В. Концептуалист писатель и художник Владимир Сорокин. СПб.: Филологический фак-т Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2005.
  6. Богданова О. В. Современный литературный процесс. Претекст, подтекст, интертекст. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019.
  7. Геллер Л. Утопия в зеркале гематрии, или Эзотерический модернизм Е. Замятина // Е. И. Замятин: pro et contra: антология / сост. О. В. Богданова и др. СПб.: РХГА, 2014.
  8. Гройс Б. Московский романтический концептуализм // Гройс Б. Утопия и обмен (Стиль Сталин. О новом. Статьи). М.: Знак, 1993.
  9. Гюнтер Х. Жизненные фазы соцреалистического канона // Соцреалистический канон: сборник статей / под общей ред. X. Гюнтера, Е. Добренко. СПб.: Академический Проект, 2000.
  10. Добренко Е. Политэкономия и соцреализм. М.: Новое литературное обозрение, 2007.
  11. Добренко Е. Преодоление идеологии: заметки о соц-арте // Волга. 1990. № 11.
  12. Кларк К. Социализм и сакрализация пространства // Соцреалистический канон: сборник статей / под общей ред. X. Гюнтера, Е. Добренко. СПб.: Академический Проект, 2000.
  13. Левонтина И. Как сделана «Очередь» Владимира Сорокина. 2023. https://lit.wikireading.ru/hZum9nvlfM
  14. Новохатский Д. В. Поэтика соц-арта в творчестве Владимира Сорокина. 2010. https://web.archive.org/web/20111229123306/http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Nvmdu/Fil/2010_6/14.htm
  15. Осьмухина О. Ю., Байкова С. А. «Вторичный сюжет человеческой трагикомедии»: авторская стратегия прозы Евг. Попова: монография. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2016.
  16. Петроченков А. Владимир Сорокин. Очередь. 2021. https://bookbybookread.blogspot.com/2021/09/blog-post_21.html
  17. Преодолевшие соцреализм: авангард 1970-1980-х в борьбе с социалистическим реализмом: коллективная монография / ред. О. В. Богданова. СПб.: Алетейя, 2023.
  18. Уффельманн Д. Дискурсы Владимира Сорокина. М.: Новое литературное обозрение, 2022.

Финансирование

Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда № 23-18-01007, https://rscf.ru/project/23-18-01007/; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф. М. Достоевского.

Информация об авторах

Жилене Екатерина Сергеевна

к. филол. н.

Санкт-Петербургский государственный институт культуры; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф. М. Достоевского, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 23 сентября 2024.
  • Опубликована: 2 ноября 2024.

Ключевые слова

  • Владимир Сорокин
  • образно-языковая цельность романа «Очередь»
  • символико-метафорический план концептуалистского романа
  • лингвистический ракурс «монструозного» восприятия
  • Vladimir Sorokin
  • figurative-linguistic integrity of the novel “The Queue”
  • symbolic-metaphorical plan of the conceptualist novel
  • linguistic perspective of “monstrous” perception

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)