• Научная статья
  • 7 ноября 2024
  • Открытый доступ

Профессиональная подготовка студентов-медиков в аспекте обучения русскому языку как иностранному: предметно-языковой интегрированный подход

Аннотация

Цель исследования – выявление проблемных зон в овладении русским языком как иностранным студентами-медиками с позиций концепции/подхода предметно-языкового интегрированного обучения и последующее определение методических решений, направленных на устранение обнаруженных сложностей. В статье изложены результаты диагностирующего тестирования иностранных студентов-медиков по таким разделам данной дисциплины, как «Лексика», «Словообразование», «Морфология», «Русский речевой этикет», и представлены лингводидактические рекомендации, предполагающие оптимизацию профессиональной подготовки студентов-медиков в аспекте преподавания русского языка как иностранного. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем реализован системный подход к выявлению и анализу основных трудностей, с которыми сталкиваются иностранные студенты-медики при изучении русского языка, и с учетом важнейших положений концепции предметно-языкового интегрированного обучения показаны возможные пути преодоления этих трудностей. В результате исследования сформулирован ряд рекомендаций, актуальных для преподавания русского языка как иностранного студентам-медикам: необходимость сочетать в процессе обучения два разнородных лексических пласта – базовый (общеупотребительная лексика) и профессиональный (медицинская лексика) – с использованием специальных подходов (изучение русской падежной системы с учетом ее коммуникативно-функциональной природы и семантического аспекта, усвоение словообразовательных моделей с целью расширения лексического запаса и т. д.); важность повышения уровня социокультурной компетенции через обращение к особенностям репрезентации русской языковой картины мира; значимость профессиональной адаптации, которая предполагает интеграцию языковых и фоновых знаний (таких как понимание социальных, возрастных, гендерных и речевых особенностей партнеров) со специальными (медицинскими) знаниями.

Источники

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.
  2. Алмазова Н. И., Баранова Т. А., Халяпина Л. П. Педагогические подходы и модели интегрированного обучения иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в зарубежной и российской лингводидактике // Язык и культура. 2017. № 39. https://doi.org/10.17223/19996195/39/8
  3. Бурханская Н. Н., Колпак Н. Б. Проблемы и особенности практического функционирования медицинских фразеологизмов в межкультурной коммуникации РКИ // Технологии обучения русскому языку как иностранному и диагностика речевого развития: материалы XXI международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» и 60-летию обучения иностранных граждан в Беларуси (г. Минск, 21 октября 2021 г.). Мн.: Белорусский государственный медицинский университет, 2022.
  4. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного: методическое руководство. Изд-е 4-е, перераб. и доп. М.: Русский язык, 1990.
  5. Волкова Е. А. К вопросу о современных моделях обучения иностранных студентов-медиков русскому языку // Профессиональное лингвообразование: материалы Девятой международной научно-практической конференции (г. Нижний Новгород, 1 июля – 19 августа 2015 г.). Н. Новгород: Нижегородский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2015.
  6. Дмитриева Д. Д. Особенности обучения научному стилю речи на занятиях по РКИ в медицинском вузе (на примере медицинской терминологии) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31). https://doi.org/10.26140/anip-2020-0902-0017
  7. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд-е 7-е. М.: ЛКИ, 2010.
  8. Киселева Л. А. Натурморфные образы в славянской и тюркской эмотивной фразеологии: параллели и контрасты // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2023. Т. 22. № 1. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2023.1.8
  9. Крючкова Л. С. Преподавателю РКИ: падежная и предложно-падежная система русского языка: функционально-семантический аспект: монография. М.: Московский государственный областной университет, 2015.
  10. Кунникова О. А. Русский менталитет через слова-концепты на уроках русского языка как иностранного (на примере триады «дух – душа – тело») // Специальная техника и технологии транспорта. 2019. № 4 (42).
  11. Куриленко В. Б., Бирюкова Ю. Н., Щербакова О. М., Макарова М. А. Обучение иностранных студентов фармакологических специальностей учебно-профессиональному общению // Современное педагогическое образование. 2019. № 3.
  12. Куриленко В. Б., Смолдырева Т. А., Макарова М. А., Гатинская Н. В. Обучение студентов английского отделения общению в учебно-профессиональной сфере (Специальность: «Лечебное дело»): методическое пособие. М.: ЭКОН-ИНФОРМ, 2012.
  13. Линник Л. А., Петросян М. М. Облако слов как метод компрессии информации научного текста // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: материалы XIII международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании и науке НИТО 2020» (г. Екатеринбург, 24-28 февраля 2020 г.). Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2020.
  14. Линник Л. А., Фаршатов Р. С. Интеграция иностранных обучающихся в академическую среду медицинского вуза // Устойчивое будущее образования – качество и конкурентоспособность: реалии и приоритеты: материалы конференции (6-07 октября 2023 г.). Сочи: IAAR, 2023.
  15. Тлехатук С. Р., Хуажева З. Г., Меретукова М. М. Методические подходы в обучении русскому языку как иностранному // The Scientific Heritage. 2020. № 45-7.
  16. Федотова В. А. Влияние ценностных ориентаций и экономического благополучия россиян на установки по отношению к здоровью // Общественные науки и современность. 2020. № 1.
  17. Шмелев А. Д. Дух, душа и тело в свете данных русского языка // Ключевые идеи русской языковой картины мира: сборник статей. М.: Языки славянской культуры, 2005.
  18. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие. Изд-е 4-е, стер. М.: Флинта, 2017.

Информация об авторах

Петросян Мерри Мгеровна

Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа

Киселева Лариса Айратовна

д. филол. н., проф.

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва

Смирнова Анастасия Андреевна

Шаньдунский политехнический институт, г. Цзыбо, Китайская Народная Республика

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 сентября 2024.
  • Опубликована: 7 ноября 2024.

Ключевые слова

  • русский язык как иностранный
  • методика преподавания
  • предметно-языковое интегрированное обучение
  • медицинская лексика
  • профессиональная адаптация
  • Russian as a foreign language
  • teaching methodology
  • content-language integrated learning
  • medical vocabulary
  • professional adaptation

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)