Профессиональная подготовка студентов-медиков в аспекте обучения русскому языку как иностранному: предметно-языковой интегрированный подход
Аннотация
Цель исследования – выявление проблемных зон в овладении русским языком как иностранным студентами-медиками с позиций концепции/подхода предметно-языкового интегрированного обучения и последующее определение методических решений, направленных на устранение обнаруженных сложностей. В статье изложены результаты диагностирующего тестирования иностранных студентов-медиков по таким разделам данной дисциплины, как «Лексика», «Словообразование», «Морфология», «Русский речевой этикет», и представлены лингводидактические рекомендации, предполагающие оптимизацию профессиональной подготовки студентов-медиков в аспекте преподавания русского языка как иностранного. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем реализован системный подход к выявлению и анализу основных трудностей, с которыми сталкиваются иностранные студенты-медики при изучении русского языка, и с учетом важнейших положений концепции предметно-языкового интегрированного обучения показаны возможные пути преодоления этих трудностей. В результате исследования сформулирован ряд рекомендаций, актуальных для преподавания русского языка как иностранного студентам-медикам: необходимость сочетать в процессе обучения два разнородных лексических пласта – базовый (общеупотребительная лексика) и профессиональный (медицинская лексика) – с использованием специальных подходов (изучение русской падежной системы с учетом ее коммуникативно-функциональной природы и семантического аспекта, усвоение словообразовательных моделей с целью расширения лексического запаса и т. д.); важность повышения уровня социокультурной компетенции через обращение к особенностям репрезентации русской языковой картины мира; значимость профессиональной адаптации, которая предполагает интеграцию языковых и фоновых знаний (таких как понимание социальных, возрастных, гендерных и речевых особенностей партнеров) со специальными (медицинскими) знаниями.
Источники
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.
- Алмазова Н. И., Баранова Т. А., Халяпина Л. П. Педагогические подходы и модели интегрированного обучения иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в зарубежной и российской лингводидактике // Язык и культура. 2017. № 39. https://doi.org/10.17223/19996195/39/8
- Бурханская Н. Н., Колпак Н. Б. Проблемы и особенности практического функционирования медицинских фразеологизмов в межкультурной коммуникации РКИ // Технологии обучения русскому языку как иностранному и диагностика речевого развития: материалы XXI международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» и 60-летию обучения иностранных граждан в Беларуси (г. Минск, 21 октября 2021 г.). Мн.: Белорусский государственный медицинский университет, 2022.
- Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного: методическое руководство. Изд-е 4-е, перераб. и доп. М.: Русский язык, 1990.
- Волкова Е. А. К вопросу о современных моделях обучения иностранных студентов-медиков русскому языку // Профессиональное лингвообразование: материалы Девятой международной научно-практической конференции (г. Нижний Новгород, 1 июля – 19 августа 2015 г.). Н. Новгород: Нижегородский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2015.
- Дмитриева Д. Д. Особенности обучения научному стилю речи на занятиях по РКИ в медицинском вузе (на примере медицинской терминологии) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31). https://doi.org/10.26140/anip-2020-0902-0017
- Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд-е 7-е. М.: ЛКИ, 2010.
- Киселева Л. А. Натурморфные образы в славянской и тюркской эмотивной фразеологии: параллели и контрасты // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2023. Т. 22. № 1. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2023.1.8
- Крючкова Л. С. Преподавателю РКИ: падежная и предложно-падежная система русского языка: функционально-семантический аспект: монография. М.: Московский государственный областной университет, 2015.
- Кунникова О. А. Русский менталитет через слова-концепты на уроках русского языка как иностранного (на примере триады «дух – душа – тело») // Специальная техника и технологии транспорта. 2019. № 4 (42).
- Куриленко В. Б., Бирюкова Ю. Н., Щербакова О. М., Макарова М. А. Обучение иностранных студентов фармакологических специальностей учебно-профессиональному общению // Современное педагогическое образование. 2019. № 3.
- Куриленко В. Б., Смолдырева Т. А., Макарова М. А., Гатинская Н. В. Обучение студентов английского отделения общению в учебно-профессиональной сфере (Специальность: «Лечебное дело»): методическое пособие. М.: ЭКОН-ИНФОРМ, 2012.
- Линник Л. А., Петросян М. М. Облако слов как метод компрессии информации научного текста // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: материалы XIII международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании и науке НИТО 2020» (г. Екатеринбург, 24-28 февраля 2020 г.). Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2020.
- Линник Л. А., Фаршатов Р. С. Интеграция иностранных обучающихся в академическую среду медицинского вуза // Устойчивое будущее образования – качество и конкурентоспособность: реалии и приоритеты: материалы конференции (6-07 октября 2023 г.). Сочи: IAAR, 2023.
- Тлехатук С. Р., Хуажева З. Г., Меретукова М. М. Методические подходы в обучении русскому языку как иностранному // The Scientific Heritage. 2020. № 45-7.
- Федотова В. А. Влияние ценностных ориентаций и экономического благополучия россиян на установки по отношению к здоровью // Общественные науки и современность. 2020. № 1.
- Шмелев А. Д. Дух, душа и тело в свете данных русского языка // Ключевые идеи русской языковой картины мира: сборник статей. М.: Языки славянской культуры, 2005.
- Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие. Изд-е 4-е, стер. М.: Флинта, 2017.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 9 сентября 2024.
- Опубликована: 7 ноября 2024.
Ключевые слова
- русский язык как иностранный
- методика преподавания
- предметно-языковое интегрированное обучение
- медицинская лексика
- профессиональная адаптация
- Russian as a foreign language
- teaching methodology
- content-language integrated learning
- medical vocabulary
- professional adaptation
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»