• Научная статья
  • 8 ноября 2024
  • Открытый доступ

Метафорические модели концепта СТЫД на материалах речевого жанра интернет-откровения

Аннотация

Цель исследования – выявление специфики реализации метафорических моделей концепта СТЫД в речевом жанре интернет-откровения. В статье разработана и описана лингвокогнитивная модель метафоры концепта СТЫД на когнитивном, вербальном и прагматическом уровнях. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые установлены метафорические модели концепта СТЫД в разговорно-письменном речевом жанре интернет-откровения. В результате исследования выявлено 5 типов метафор стыда: природоморфные, перцептивные, артефактные, пространственные и антропоморфные, а также 15 метафорических образов, относящихся к ним. Определено, что наиболее распространенным типом является природоморфная метафора, а самым часто используемым образом концепта СТЫД – «огонь». Продемонстрировано, что специфика дискурсивной реализации метафоризации концепта СТЫД заключается в акцентировании внимания на физиологических проявлениях, предпочтении использования глаголов и выполнении эмоционально-оценочной функции. Посредством анализа метафор определены когнитивные признаки концепта: интенсивность, негативный характер эмоции стыда, связь с другими ментальными состояниями.

Источники

  1. Аристотель. Риторика. Античные риторики / отв. ред. А. А. Тахо-Годи. М.: МГУ, 1978.
  2. Волошина С. В., Толстова М. А. Репрезентация концепта «стыд» в женском автобиографическом дискурсе (на материале диалектной коммуникации) // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 461.
  3. Воркачев С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М.: Гнозис, 2004.
  4. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация: сборник работ / пер. с англ. яз. М.: Прогресс, 1989.
  5. Дженкова Е. А. Концепты «стыд» и «вина» в русской и немецкой лингвокультурах: дисс. … к. филол. н. Волгоград, 2005.
  6. Карасик В. И., Прохвачева О. Г., Зубкова Я. В., Грабова Э. В. Иная ментальность. М.: Гнозис, 2005.
  7. Кононова И. В. Структура лингвокультурного концепта: методы выявления и механизмы семантизации // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. Т. 7. № 1.
  8. Лакофф Дж., Джонсон M. Метафоры, которыми мы живем / пер. с англ.; под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. М.: Едиториал УРСС, 2004.
  9. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. M.: Мысль, 1988.
  10. Малахова С. А. Семантическая структура концепта СТЫД в русском поэтическом дискурсе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2. Филология и искусствоведение. 2008. № 6.
  11. Мишланова С. Л., Уткина Т. И. Метафора в научно-популярном медицинском дискурсе (семиотический, когнитивно-коммуникативный, прагматические аспекты). Пермь: Пермский государственный университет, 2008.
  12. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ; Восток-Запад, 2007.
  13. Скрябина Е. Ю. Лингвокогнитивное моделирование метафоры в дискурсе туризма (на материале русского и немецкого языков): дисс. … к. филол. н. Пермь, 2021.
  14. Соловьев В. С. Оправдание добра: нравственная философия. М.: Юрайт, 2020.
  15. Цуй Х. Интернет-откровение как речевой жанр // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2024. № 1.
  16. Чудинов А. П. Прагматический потенциал метафоры в педагогической коммуникации // Педагогическое образование в России. 2011. № 5.
  17. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000): монография. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2001.
  18. Darwin C. The Expression of the Emotions in Man and Animals. History. N. Y.: Oxford University Press, 1871.
  19. Descartes R. Passions of the Soul. Indianapolis: Hackett Publishing, 1989.
  20. Haidt J. The Moral Emotions / eds. R. J. Davidson, K. R. Scherer, H. H. Goldsmith. N. Y.: Oxford University, 2003.
  21. Lewis H. B. Shame and Guilt in Neurosis. N. Y.: International Universities Press, 1971.
  22. Scherer K. R. Profiles of Emotion-antecedent Appraisal: Testing Theoretical Predictions across Cultures // Cognition & Emotion. 1997. Vol. 11 (2).
  23. Steen G. The Paradox of Metaphor: Why We Need a Three-dimensional Model of Metaphor // Metaphor and Symbol. 2008. Vol. 23 (4).
  24. Tangney J. P., Niedenthal P. M., Covert M. V., Barlow D. H. Are Shame and Guilt Related to Distinct Self-discrepancies? A Test of Higgins’s Hypotheses // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. Vol. 75 (1).
  25. 刘国红. 儒家“耻”文化及其现代伦理意蕴 // 深圳大学学报. 2009. № 26 (1) (Лю Гуохун. Конфуцианская культура СТЫД и ее современные этические последствия // Журнал Шэньчжэньского университета. 2009. № 26 (1)).

Информация об авторах

Цуй Хуэйин

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 29 августа 2024.
  • Опубликована: 8 ноября 2024.

Ключевые слова

  • метафорическая модель
  • концепт СТЫД
  • речевой жанр интернет-откровения
  • природоморфная метафора
  • дискурсивная реализация метафоризации концепта
  • metaphorical model
  • SHAME concept
  • speech genre of online confession
  • natural metaphor
  • discourse implementation of concept metaphorization

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)