• Научная статья
  • 18 ноября 2024
  • Открытый доступ

Этноязыковые просветительские практики в Удмуртии как механизм сохранения этнической идентичности удмуртов

Аннотация

Цель исследования – фиксация современной ситуации, связанной с функционированием языка титульной нации в Удмуртской Республике. Научная новизна исследования заключается в том, что на фоне ассимиляционных процессов были выявлены новые тенденции в функционировании удмуртского языка. Среди них, получивших широкое распространение в последнее время: расширение общественных функций удмуртского языка (тематические электронные ресурсы в сети Интернет, способствующие популяризации удмуртского языка); сохранение практик преподавания родных языков вне школ (этнокультурные практики в системе дополнительного образования для детей, проведение активами национально-культурных сообществ удмуртов национальных праздников и фестивалей, конкурсов, просветительских акций). В результате проведенного исследования авторы отмечают, что в условиях ассимиляционных процессов для системной работы в области этноязыкового просвещения необходимо в полной мере задействовать информационно-коммуникационные технологии, актуализировать проектно-исследовательскую деятельность и расширять досуговые формы работы с носителями языка в комплексе мероприятий по этноязыковому просвещению жителей республики.

Источники

  1. Баранова В. В. Языковая политика без политиков: языковой активизм и миноритарные языки России. М.: Высшая школа экономики, 2023.
  2. Васильева О. И., Воронцов В. С. Национальная школа в Удмуртии: история и современность // Ежегодник финно-угорских исследований. 2013. № 2.
  3. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учебник. М.: Academia, 1999.
  4. Воронцов В. С. Этнический состав населения Удмуртии (по материалам переписей населения 1989-2010 гг.) // Этнопанорама. 2012. № 3-4.
  5. Григорьева М. И., Журавлева Н. Н. Этнокультурное образование: сущность, подходы, опыт реализации // Science for Education Today. 2012. № 2 (6).
  6. Ибрагимова Л. А., Салаватова А. М. Этнокультурный компонент в деятельности современных школ региона // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2013. № 4.
  7. Касимов Р. Н., Черниенко Д. А. Историко-культурные основания этнокультурной толерантности в Удмуртии // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21.
  8. Ковалева М. Е. Медиапедагогика и основные этапы реформы отечественного образования в период перестройки // Медиаобразование. 2013. № 2.
  9. Малиновская С. М. Концептуальные основания этнокультурного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 1 (79).
  10. Пивнева Е. А. Современные практики поддержки и развития финно-угорских языков в контексте программ сохранения культурного наследия // Вестник Новосибирского государственного университета. 2013. Т. 12. Вып. 3.
  11. Прокаева О. Н. Пути сохранения и развития национальных культур финно-угорских народов России в условиях глобализации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 4.
  12. Тимошенко Л. Г. Этнокультурное образование в условиях современного социума // Научно-педагогическое обозрение. 2013. № 1 (1).
  13. Уваров С. Н. Демографические и ассимиляционные процессы среди удмуртов во второй половине XX века // Ежегодник финно-угорских исследований. 2018. № 1.
  14. Ураськина Н. И., Бородина А. Е., Бусыгина Л. В., Ямаева Н. П. Управление в сфере этнокультурного образования Удмуртской Республики: современное состояние, проблемы и перспективы: сборник материалов мониторингового исследования. Ижевск, 2023. Вып. 6.
  15. Чекушкин А. Н. Формирование национальных кадров в финно-угорских автономиях в 1920-1930-е гг. (на примере марийского, мордовского и удмуртского народов) // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2011. № 1.
  16. Чураков В. С. Фольклорно-лингвистические и археолого-этнографические экспедиции, работавшие среди удмуртов в 20-30-е годы XX века // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. 2014. № 2 (19).
  17. Яковлева Э. Б. Этнокультурные и этноязыковые проблемы современности // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание. 2018. № 4.

Информация об авторах

Кудрявцева Ирина Константиновна

к. ист. н.

Удмуртский институт истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук

Касимов Рустам Нуруллович

к. ист. н., доц.

Удмуртский институт истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 октября 2024.
  • Опубликована: 18 ноября 2024.

Ключевые слова

  • миноритарные языки
  • языковая политика
  • этнокультурное и этноязыковое просвещение
  • этническая идентичность
  • minority languages
  • language policy
  • ethnocultural and ethnolinguistic education
  • ethnic identity

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)