Этноязыковые просветительские практики в Удмуртии как механизм сохранения этнической идентичности удмуртов
Аннотация
Цель исследования – фиксация современной ситуации, связанной с функционированием языка титульной нации в Удмуртской Республике. Научная новизна исследования заключается в том, что на фоне ассимиляционных процессов были выявлены новые тенденции в функционировании удмуртского языка. Среди них, получивших широкое распространение в последнее время: расширение общественных функций удмуртского языка (тематические электронные ресурсы в сети Интернет, способствующие популяризации удмуртского языка); сохранение практик преподавания родных языков вне школ (этнокультурные практики в системе дополнительного образования для детей, проведение активами национально-культурных сообществ удмуртов национальных праздников и фестивалей, конкурсов, просветительских акций). В результате проведенного исследования авторы отмечают, что в условиях ассимиляционных процессов для системной работы в области этноязыкового просвещения необходимо в полной мере задействовать информационно-коммуникационные технологии, актуализировать проектно-исследовательскую деятельность и расширять досуговые формы работы с носителями языка в комплексе мероприятий по этноязыковому просвещению жителей республики.
Источники
- Баранова В. В. Языковая политика без политиков: языковой активизм и миноритарные языки России. М.: Высшая школа экономики, 2023.
- Васильева О. И., Воронцов В. С. Национальная школа в Удмуртии: история и современность // Ежегодник финно-угорских исследований. 2013. № 2.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика: учебник. М.: Academia, 1999.
- Воронцов В. С. Этнический состав населения Удмуртии (по материалам переписей населения 1989-2010 гг.) // Этнопанорама. 2012. № 3-4.
- Григорьева М. И., Журавлева Н. Н. Этнокультурное образование: сущность, подходы, опыт реализации // Science for Education Today. 2012. № 2 (6).
- Ибрагимова Л. А., Салаватова А. М. Этнокультурный компонент в деятельности современных школ региона // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2013. № 4.
- Касимов Р. Н., Черниенко Д. А. Историко-культурные основания этнокультурной толерантности в Удмуртии // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21.
- Ковалева М. Е. Медиапедагогика и основные этапы реформы отечественного образования в период перестройки // Медиаобразование. 2013. № 2.
- Малиновская С. М. Концептуальные основания этнокультурного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 1 (79).
- Пивнева Е. А. Современные практики поддержки и развития финно-угорских языков в контексте программ сохранения культурного наследия // Вестник Новосибирского государственного университета. 2013. Т. 12. Вып. 3.
- Прокаева О. Н. Пути сохранения и развития национальных культур финно-угорских народов России в условиях глобализации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 4.
- Тимошенко Л. Г. Этнокультурное образование в условиях современного социума // Научно-педагогическое обозрение. 2013. № 1 (1).
- Уваров С. Н. Демографические и ассимиляционные процессы среди удмуртов во второй половине XX века // Ежегодник финно-угорских исследований. 2018. № 1.
- Ураськина Н. И., Бородина А. Е., Бусыгина Л. В., Ямаева Н. П. Управление в сфере этнокультурного образования Удмуртской Республики: современное состояние, проблемы и перспективы: сборник материалов мониторингового исследования. Ижевск, 2023. Вып. 6.
- Чекушкин А. Н. Формирование национальных кадров в финно-угорских автономиях в 1920-1930-е гг. (на примере марийского, мордовского и удмуртского народов) // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2011. № 1.
- Чураков В. С. Фольклорно-лингвистические и археолого-этнографические экспедиции, работавшие среди удмуртов в 20-30-е годы XX века // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. 2014. № 2 (19).
- Яковлева Э. Б. Этнокультурные и этноязыковые проблемы современности // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание. 2018. № 4.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 8 октября 2024.
- Опубликована: 18 ноября 2024.
Ключевые слова
- миноритарные языки
- языковая политика
- этнокультурное и этноязыковое просвещение
- этническая идентичность
- minority languages
- language policy
- ethnocultural and ethnolinguistic education
- ethnic identity
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»