• Научная статья
  • 19 ноября 2024
  • Открытый доступ

Технология развития иноязычной грамматической компетенции учащихся основной школы с учетом психологических особенностей

Аннотация

Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка лингводидактических основ реализации технологии развития иноязычной грамматической компетенции учащихся основной школы с учетом психологических особенностей обучающихся. В данном исследовании индивидуально-психологические особенности рассматриваются в качестве основных свойств нервной системы, связанных с индивидуальными проявлениями процессов функционирования мозга, сочетания которых образуют типы нервной системы. Организуя учебную работу с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, учитель способствует формированию и развитию индивидуального стиля учебной деятельности обучающегося. В статье раскрываются организационно-педагогические особенности построения и реализации процесса развития иноязычной грамматической компетенции учащихся основной школы, на примере 8-х классов, с учетом специфики ведущих типов нервной системы. Научная новизна данного исследования состоит в том, что выявлено значение коммуникативно-когнитивного подхода в системе обучения иноязычной грамматике, определены организационно-педагогические условия, базирующиеся на ведущих положениях коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранным языкам и личностно ориентированной образовательной парадигме. В результате исследования было установлено, что при адекватном и грамотном отборе образовательных технологий, методов и средств обучения, учитывающих специфику развития основных психических механизмов обучающихся, процесс развития иноязычной грамматической компетенции школьников становится более эффективным, что обусловливает успешное формирование иноязычной компетенции в целом.

Источники

  1. Андреев В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс. Казань: Центр инновационных технологий, 2013.
  2. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии: сборник статей / отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Директ-Медиа, 2008.
  3. Зимняя И. А. Развитие личности как субъекта деятельности // Эксперимент и инновации в школе. 2018. № 3.
  4. Максимова И. Р. К вопросу о коммуникативной компетенции как содержании обучения иностранным языкам и культурам // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. 2024. № 1 (28).
  5. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. Изд-е 3-е, интегрированное. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018.
  6. Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Интеллектуальные умения или твердые знания: альтернатива или единый подход? (на примере школьного образовательного курса «Иностранный язык») // Язык и культура. 2020. № 50.
  7. Рябова Е. Н., Ариян М. А. Коммуникативный метод обучения иностранным языкам: современный взгляд // Психологическая безопасность образовательной среды: сборник статей по материалам VI международной научно-практической конференции (г. Нижний Новгород, 28 февраля 2023 г.) / отв. за выпуск Г. В. Сорокоумова. Н. Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, 2023.
  8. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  9. Шамов А. Н. Образовательная среда как фактор повышения учебных результатов по овладению иностранным языком в школе // Нижегородское образование. 2024. № 2.
  10. Шамов А. Н., Пронина Н. С. Грамматика и лексика как операциональная основа в овладении иностранным языком в школе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57.
  11. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986.
  12. Эльконин Д. Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. 2018. № 3.
  13. Savignon S. J.Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. N. Y.: McGraw-Hill, 1997.

Информация об авторах

Ворожцова Наталья Александровна

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

Записных Ольга Валерьевна

к. пед. н., доц.

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 октября 2024.
  • Опубликована: 19 ноября 2024.

Ключевые слова

  • иноязычная грамматическая компетенция
  • технология развития иноязычной грамматической компетенции школьников
  • коммуникативно-когнитивный подход
  • психологические особенности
  • развивающие образовательные технологии
  • foreign language grammatical competence
  • technology for the development of foreign language grammatical competence of schoolchildren
  • communicative and cognitive approach
  • psychological features
  • developing educational technologies

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)