• Научная статья
  • 27 ноября 2024
  • Открытый доступ

Влияние контекста предъявления на ассоциативное значение слова (на примере слова «операция» в контексте медицинских терминов и вне его)

Аннотация

Цель исследования – выявить отличия в компонентах языкового значения слова-стимула «операция», извлекаемого из языкового сознания подростков 13-14 лет, в зависимости от предъявления (обособленно и в контексте медицинских терминов). В работе впервые осуществлена систематизация данных о варьировании компонентов ассоциативного значения слова-стимула «операция» в разных контекстах предъявления, что позволяет говорить о научной новизне предпринятого исследования. В фокус-группу и группу-сравнения опроса были включены 102 подростка 13-14 лет по 51 в каждую. Генеральную совокупность составили 148 ассоциатов, сформированных по данным психолингвистического эксперимента у фокус-группы со словом-стимулом «операция» вне контекста, и 144 реакции – у группы сравнения в контексте медицинских терминов. Результаты проведенного анализа позволяют обозначить вектор влияния контекста на процесс восприятия и осмысления слова-стимула: ассоциаты ближней и дальней периферии в этом случае отражают личностно-центрированный аспект восприятия предложенного слова-стимула. В ситуации отсутствия контекста детский нарратив основывается на социально-доступных и контекстно-специфических значениях.

Источники

  1. Барашева Л. Г. Метафора как оценка интеракции «медицинский работник ↔ пациент» во французском сетевом медицинском дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 12. https://doi.org/10.30853/phil20220694
  2. Белов В. А. Семантические исследования организации и функционирования ментального лексикона // Научный диалог. 2020. № 8. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-8-29-51
  3. Беляева А. Ю., Якунина С. В. Манипулирование в устном медицинском дискурсе: врач – пациент – студент-медик // Манипуляции и социум: язык, сознание, культура: сборник трудов конференции (г. Калининград, 15-17 мая 2023 г.). Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2023.
  4. Васильева С. П., Низамутинова Т. М. Изучение динамических процессов внутреннего лексикона школьника методом свободного ассоциативного эксперимента // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2020. № 3. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-53-3-234
  5. Виноградова Е. В. Коммуникативные факторы медицинского дискурса, влияющие на взаимоотношение «врач – пациент» // Медицинский дискурс. Вопросы теории и практики: сборник трудов 4-й междунар. науч.-практ. конференции (г. Тверь, 14 апреля 2016 г.). Тверь: Тверская государственная медицинская академия Минздрава России, 2016.
  6. Вэй Сяо, Лю Лифэн, У Пэйхуа. Психолингвистическое описание ассоциативного поля МЕДИЦИНА в языковом сознании носителей русского и китайского языков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2022. Т. 13. № 2. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2022-13-2-554-566
  7. Голев Н. Д., Шпильная Н. Н. Обыденная медицинская коммуникация (виды дискурсивных практик) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 1.
  8. Дубинец З. А. Концепт «болезнь» в русской языковой картине мира // Филология и человек. 2018. № 3. https://doi.org/10.14258/filichel(2018)3-03
  9. Жура В. В. Эмоциогенность общения «врач – пациент» как коммуникативная проблема устного медицинского дискурса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 9.
  10. Зиновьева Е. И., Вэй Сяо. Русское ассоциативно-вербальное поле «медицина» как фрагмент языковой картины мира: лингвокогнитивный подход (на фоне китайского языка) // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2019. № 3. https://doi.org/10.26293/chgpu.2019.103.3.007
  11. Капустина Т. В., Эльзессер А. С., Кондратьева Е. В. Отношение к болезни и смерти у пациентов с наркозависимостью // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 3. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-79-86
  12. Кочеткова Т. В., Барсукова М. И., Ремпель Е. А., Рамазанова А. Я. Медицинский дискурс: специфика профессиональной коммуникации врача // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3.
  13. Куваева И. О. Особенности организации концепта Пандемия у представителей социономических профессий // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2021. Т. 27. № 3. https://doi.org/10.15826/izv1.2021.27.3.061
  14. Кущенко Н. С. Профессиональная обусловленность ментального лексикона (на материале речи юристов, медиков, военных) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2008. № 6.
  15. Лыткина О. И., Люликова А. В., Селезнева Л. В., Тортунова И. А. Способы репрезентации концепта «Медицина» в дискурсивных практиках медицины, рекламы и PR // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2018. № 5.
  16. Макушева Ж. Н. Научный медицинский дискурс как совокупность понятий «медицинский дискурс» и «научный дискурс» // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сборник статей II-III междунар. науч.-практ. конференции. Новосибирск: Сибирская академическая книга, 2017. Вып. 2-3.
  17. Пономаренко Е. А., Герасименко Ю. А. Симптом и/или жалоба: семиотический аспект // Жанры речи. 2016. № 1. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2016-1-13-113-119
  18. Пустошило Е. П., Аннаева О. И. Межкультурная коммуникация в медицинской сфере: результаты ассоциативного эксперимента // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2018. Т. 16. № 4. https://doi.org/10.25298/2221-8785-2018-16-4-481-485
  19. Родионова Т. В., Привалова И. В. Ассоциативный эксперимент как один из приемов исследования языкового сознания медиков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2015. Т. 15. № 2.
  20. Степанова Е. С. Лингвокогнитивные особенности мифа о болезни // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2021. Т. 12. № 1. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2021-12-1-153-164
  21. Тихонова П. А., Повалюхина Д. А. Психолингвистическое исследование профессиональных особенностей семантики слов «давление», «плод» // Молодежный инновационный вестник. 2024. Т. 13. № S1.
  22. Хохлова Л. А., Каменская В. Г. Ассоциативное сознание в контексте профессиональной реальности (на примере русских и индийских студентов-медиков) // Психология образования в поликультурном пространстве. 2023. № 1.
  23. Цзя Шуюе. Образ врача в языковом сознании носителей русского и китайского языков // Вопросы психолингвистики. 2021. № 1. https://doi.org/10.30982/2077-5911-2021-47-1-160-169
  24. Шуравина Л. С. Медицинский дискурс как тип институционального дискурса // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 37.
  25. Alldred P., Burman E. Analysing children’s accounts using discourse analysis // Researching Children’s Experience: Approaches and Methods / eds. S. M. Greene, D. M. Hogan. L.: Sage, 2005.
  26. Barsukova M. I., Rodionova T. V. The means of expressing the category of politeness in medical discourse (On the material of the doctor and patient speech communication) // Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philology. Journalism. 2022. Vol. 22. Iss. 4. https://doi.org/10.18500/1817-7115-2022-22-4-377-384
  27. Fox N. J. Discourse, organisation and the surgical ward round // Sociology of Health & Illness. 1993. Vol. 15. Iss. 1. https://doi.org/10.1111/1467-9566.ep11343783
  28. Gallo M., Agostiniani R., Pintus R., Fanos V. The child with medical complexity // Italian Journal of Pediatrics. 2021. Vol. 47. Iss. 1. https://doi.org/10.1186/s13052-020-00935-z
  29. Gribanova T. I. Mitigation in English language doctor-patient interaction // Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities. 2020. Iss. 11.
  30. Hamilton T. D., Selby D., Tsang M. E., Kim A., Wright F. C. Patients’ perceptions of palliative surgical procedures: A qualitative analysis // Annals of Palliative Medicine. 2017. Vol. 6. Suppl. 1. https://doi.org/10.21037/apm.2017.01.04
  31. Heath C., Bavich P., Sommerfield A., von Ungern-Sternberg B. S. Kids Voices, the perioperative experience of emergency surgery from children’s perspectives: A qualitative study // Patient Education and Counseling. 2023. Vol. 110. https://doi.org/10.1016/j.pec.2023.107674
  32. Hemphill L., Uccelli P., Winner K., Chang C. J., Bellinger D. Narrative discourse in young children with histories of early corrective heart surgery // Journal of Speech Language and Hearing Research. 2002. Vol. 45. Iss. 2. https://doi.org/10.1044/1092-4388(2002/025)
  33. Khmiliar О., Krasnov V., Piankivska L., Handzilevska H., Osodlo V. Servicemen in the phantom pain “Captivity”: Associative-narrative analysis of the problem // Psychiatry, Psychotherapy and Clinical Psychology. 2020. Vol. 11. Iss. 3. https://doi.org/10.34883/PI.2020.11.3.019
  34. Kiseleva N. A., Trophimova N. A., Ananyeva Yu. S., Skryabina E. Yu. Explicative specificity of the concept of “Coronavirus” for children in the framework of medical discourse // Discourse. 2023. Vol. 9. Iss. 6. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-6-161-172
  35. Ovchinnikova I. G., Ermakova L. M., Nurbakova D. M. Online medical discourse during the COVID-19 pandemic: Semantic categories and attitudes // Research Result. Theoretical and Applied Linguistics. 2022. Vol. 8. Iss. 1. https://doi.org/10.18413/2313-8912-2022-8-1-0-4
  36. Petry J. J. Surgery and meaning // Surgery. 2000. Vol. 127. Iss. 4. https://doi.org/10.1067/msy.2000.104740
  37. Teela L., Verhagen L. E., van Oers H. A., Kramer E. E. W., Daams J. G., Gruppen M. P., Santana M. J., Grootenhuis M. A., Haverman L. Pediatric patient engagement in clinical care, research and intervention development: A scoping review // Journal of Patient-Reported Outcomes. 2023. Vol. 7. Iss. 1. https://doi.org/10.1186/s41687-023-00566-y
  38. Testoni I., Nicoletti A. E., Moscato M., De Vincenzo C. A qualitative analysis of the experiences of young patients and caregivers confronting pediatric and adolescent oncology diagnosis // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2023. Vol. 20. Iss. 14. https://doi.org/10.3390/ijerph20146327

Финансирование

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 23-28-00002 «Проблема когнитивно-дискурсивной параметризации медицинского дискурса пациентов с ВПС (врожденным пороком сердца) в кардиохирургическом стационаре»), https://rscf.ru/project/23-28-00002.

Информация об авторах

Каменева Вероника Александровна

д. филол. н., проф.

Кемеровский государственный университет

Рабкина Надежда Владимировна

к. филол. н.

Кемеровский государственный университет

Старцева Татьяна Валерьевна

к. филол. н.

Кемеровский государственный университет

Картавцева Антонина Павловна

к. филол. н.

Филиал Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева в г. Прокопьевске

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 октября 2024.
  • Опубликована: 27 ноября 2024.

Ключевые слова

  • психолингвистический эксперимент
  • контекст актуализации значений
  • ассоциативное поле
  • ассоциативное значение слова
  • языковое сознание
  • psycholinguistic experiment
  • context of meaning actualisation
  • associative field
  • associative meaning of a word
  • language consciousness

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)