Когнитивная социокультурная модель комического эффекта (на примере французского народного анекдота)
Аннотация
Цель данного исследования – это когнитивное социокультурное моделирование пуанта шутки, который образуется в результате нарушения традиционной логики изложения сюжета в повествовании анекдота, построенной на конфронтации универсальных бинарных оппозиций. Научная новизна заключается в том, что впервые предложена схема кульминации шутки: «норма + не-норма» – как определенного этапа формирования неконгруэнтности, создания переломной, атипичной ситуации посредством сочетания несочетаемого, основанная на междисциплинарном рассмотрении онтологических ситуаций на примере французского народного юмора. Следствием несуразного совмещения развития событий в смешном рассказе выступает комический эффект. Дихотомия «норма vs. не-норма» является родовой и предполагает видовое разнообразие оппозиций литературных универсалий, проявляющихся на различных уровнях языка. В статье рассмотрен пример анализа пуанта шутки в семантическом аспекте. Исследование выполнено с привлечением трудов ведущих отечественных и западных когнитологов, проводящих изыскания в области лингвистики, литературоведения, социологии и других смежных наук. В результате были обоснованы выбор гибридного метода и важность изучения сочетания несоответствий как основы создания комического эффекта.
Источники
- Амирова О. Г. Изучение лингвистических трансформаций при переводе инструкций по применению лекарственных препаратов c английского языка на русский язык (на материале инструкций по применению иммуномодулирующих препаратов Китруда и Зелбораф) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. Вып. 10. https://doi.org/10.30853/phil20230483
- Барский Л. А. Это просто смешно, или Зеркало кривого королевства. Анекдоты: системный анализ, синтез, классификация / автор вступительной статьи и сост. Л. А. Барский. М.: Х.Г.С., 1994.
- Бирюков Н. Г. Анекдот как особый жанр художественной литературы: диахронический аспект // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 2-7 (7).
- Бородин П. А. Вопросы происхождения и поэтики современного народного анекдота: дисс. … к. филол. н. М., 2001.
- Григорьева В. С. Дискурс как элемент коммуникативного процесса: прагмалингвистический и когнитивный аспекты: монография. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.
- Ильенкова Е. А., Клейменова В. Ю., Малышева Е. В. К вопросу об определении понятия «комический эффект» // LXXVI Герценовские чтения. Иностранные языки: сборник научных статей международной научной конференции. СПб., 2023.
- Ирисханова О. К. Социокогнитивная лингвистика: структуры социальных знаний и проблемы их описания // Вопросы когнитивной лингвистики. 2014. № 4.
- Карасик А. В., Карасик В. И. Непонимание юмора в межкультурном общении // Язык, коммуникации и социальная среда: межвузовский сборник. Воронеж, 2001.
- Карасик В. И. Алгоритмы построения комических текстов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2018. № 4.
- Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.
- Коряковцева Н. Ф. Актуальные проблемы лингводидактики. Курс лекций. М.: Проспект, 2021.
- Коцевич С. С. Жанрово-стилистические особенности русского языка: учеб.-метод, комплекс / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. Брест: БрГУ, 2018.
- Кубрякова Е. С. Проблемы представления знаний в современной науке и роль лингвистики в решении этих проблем // Язык и структуры представления знаний: сборник научно-аналитических обзоров. М.: ИНИОН РАН, 1992.
- Курганов Е. Как и почему анекдот появился во Франции. 2019. https://philologist.livejournal.com/10662492.html
- Литневская Е. И. Письменная разговорная речь: миф или реальность? // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2011. № 5.
- Лозинская Е. В. Литература как мышление: когнитивное литературоведение на рубеже XX-XXI веков: аналитический обзор / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. научн.-информ. исслед. Отд. литературоведения. М., 2007.
- Лушникова Г. И., Потапова Н. В. Языковая игра в английских загадках-шутках // СибСкрипт. 2011. № 4.
- Маркарян Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1982. № 2.
- Палкевич О. Я. Неконгруэнтность как когнитивный механизм комического (на материале российских телевизионных скетчей) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 5.
- Старыгина Н. Н., Березина О. С. Универсальные ситуации как пример литературной универсалии (на материале романа Н. С. Лескова «На ножах») // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 5 (20).
- Трощенкова Е. В. Экспериментальное исследование английских обращений на основе социокультурной когнитивной модели: дисс. … к. филол. н. СПб., 2005.
- Федяева Н. Д. Норма vs. не-норма = ожидаемое vs. неожиданное // Сибирский филологический журнал. 2009. № 2.
- Шмелева Б. Я., Шмелев А. Д. Русский анекдот: текст и речевой жанр. М.: Языки славянской культуры, 2002.
- Щирова Е. С. Современные теории комического в борьбе с непереводимостью // Филоlogos. 2020. № 1 (44).
- Юдин Ю. И. Народный анекдот. Смежные фольклорные жанры, литература // Учебный материал по теории литературы. Жанры словесного текста. Анекдот / сост. А. Ф. Белоусов. Таллин, 1989.
- Attardo S., Raskin V. Script Theory Revis(it)ed: Joke Similarity and Joke Representation Model // Humor: International Journal of Humor Research. 1991. Vol. 4. Iss. 3-4.
- Beyond Aspectual Semantics: Explorations in the Pragmatic and Cognitive Realms of Aspect / ed. by A. de Wit, F. Brisard, C. Madden-Lombardi, M. Meeuwis, A. Patard. Oxford: Oxford Academic, 2024.
- Brock A. Wissensmuster im humoristischen Diskurs. Ein Beitrag zur Inkongruenztheorie anhand von Monty Pyton's Flying Circus // Scherzkommunikation. Beiträge aus der empirischen Gesprächsforschung / hrsg. von H. Kotthoff. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1996.
- Dijk T. A. van. Discourse and Context: A Sociocognitive Approach. Cambridge – N. Y.: Cambridge University Press, 2008.
- Fishelov D. Genre Theory and Family Resemblance – Revisited // Poetics. 1991. Vol. 20. No. 1.
- Hauser S. Wie Kinder Witze erzählen. Eine linguistische Studie zum Erwerb narrativer Fähigkeit. Bern: Peter Lang AG, 2005.
- Hogan P. C. Literary Universals // Poetics Today. 1997. Vol. 18. Iss. 2.
- Hogan P. C. What Are Literary Universals? 2016. https://literary-universals.uconn.edu/2016/10/10/what-are-literary-universals/
- Palkevich O. “Elke” (“Die Ärzte”) – eine Liebesgeschichte oder ein komischer Star-Fan-Konflikt. 2014. https://opus.bibliothek.uni-augsburg.de/opus4/frontdoor/index/index/docId/2517
- Raskin V. Semantic Mechanisms of Humor. Dordrecht – Boston – Lancaster: D. Reidel Pub. Co, 1985.
- Raskin V., Attardo S. Non-literalness and Non-bona-fide in Language // Pragmatics and Cognition. 1994. Vol. 2 (1).
- Reed S. K. Cognitive Skills You Need for the 21st Century. Oxford: Oxford University Press, 2020. https://doi.org/10.1093/oso/9780197529003.001.0001
- Sinding M. After Definitions: Genre, Categories, and Cognitive Science // Genre. 2002. Vol. 35. No. 2.
- Spivey M. J. Cognitive Science Progresses Toward Interactive Frameworks // Topics in Cognitive Science. 2023. Vol. 15. Iss. 2.
- Turner M. Reading Minds: The Study of English in the Age of Cognitive Science. Princeton: Princeton Univ. Press, 1991.
- Ward Z. B. Cognitive Variation: The Philosophical Landscape // Philosophy Compass. 2022. Vol. 17. Iss. 10. https://doi.org/10.1111/phc3.12882
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 19 октября 2024.
- Опубликована: 28 ноября 2024.
Ключевые слова
- французский народный анекдот
- теория неконгруэнтности
- литературные универсалии
- пуант шутки
- French folk anecdote
- incongruity theory
- literary universals
- pointe of a joke
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»