Поэтика «готической» новеллы В. Брюсова
Аннотация
Статья посвящена анализу малой прозы В. Брюсова в сравнительно-сопоставительном аспекте с новеллистикой западных писателей XIX – начала XX века, чтобы продемонстрировать специфику брюсовской неоготической новеллы, а также указать её принципиальные отличия от зарубежной новеллистики этого же периода, разрабатывающей тематику «страшного» и «ужасного». Авторы статьи, опираясь на литературоведческую традицию, резюмируют ключевые свойства «готической» новеллы. Научная новизна состоит в том, что впервые, во-первых, выявляется специфика бытования «готических» мотивов и образов в текстах В. Брюсова; во-вторых, сопоставляется их воплощение с сюжетами западных современников – творцов «готического» канона. Исследование предпринято с целью выявить особенности преломления «готической» традиции в новеллистике В. Брюсова. В результате установлено, что русская «готическая» новелла обновляется благодаря, во-первых, ключевым мотивам сна/галлюцинации, безумия, двойничества/зеркальности; во-вторых, благодаря акцентуации на физиологичности явлений, вызывающих не страх, но отвращение; в-третьих, благодаря конструированию усадебного хронотопа, известного из классической словесности, но являющегося теперь не местом развития любовной интриги, а пространством, в котором укрыты насилие, тайны и грехи населяющих его персонажей.
Источники
- Артамонов Г. А. На пересечении неоготики, готики и реализма // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А: Гуманитарные науки. 2010. № 1.
- Глушкова М. Н. Готика и неоготика в рассказе Иэна Макьюэна «Стереометрия» // Мировая литература в контексте культуры. 2011. № 6.
- Гончаров А. С., Давутова А. А. Традиции готики, неоготики и литературы ужасов в творчестве Э. Блэквуда (на примере сборников «Венедиго» и «Джон Сайленс») // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 30.
- Измайлов А. А. Помрачение божков и новые кумиры. М.: Типография И. Д. Сытина, 1910.
- Ильёв С. П. Введение в комментарий: вступительная статья к роману В. Брюсова «Огненный ангел» // Брюсов В. Огненный ангел. М.: Высшая школа, 1993.
- Ильченко Н. М., Маринина Ю. А. «Влюбленный дьявол» Ж. Казота и «Стихийный дух» Э. Т. А. Гофмана: символическая и психологическая трактовка мотива искушения // Научный диалог. 2023. Т. 12. № 4.
- Кобринский А. А. Поэтика «ОБЭРИУ»: в 2 т. М.: МКЛ, 2000. Т. 1.
- Малкина В. Я. Поэтика исторического романа: проблема инварианта и типология жанра; на материале русской литературы XIX – начала XX века: дисс. … к. филол. н. М., 2001.
- Осипова О. И. Жанровое своеобразие прозы В. Брюсова 1900-х годов: автореф. дисс. … к. филол. н. Владивосток, 2009.
- Осьмухина О. Ю., Танасейчук А. Б. Специфика преломления готической традиции в романе Г. Леру «Призрак Оперы» // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2019. № 1 (28).
- Сунь С. Тема отчуждения в малой прозе В. Я. Брюсова // Вопросы гуманитарных наук. 2023. № 3 (126).
- Тамарченко Н. Д. Готическая традиция в русской литературе. М.: РГГУ, 2008.
- Трушкина А. П. «Готическая» традиция в отечественной прозе конца XX – начала XXI столетия: дисс. … к. филол. н. Н. Новгород, 2024.
- Трушкина А. П. Специфика русской готической новеллы первой трети XX столетия // Art Logos. 2023. № 4 (25).
- Чвертко С. Ю. Особенности хронотопа в «страшных» новеллах Серебряного века // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22. № 3.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 20 октября 2024.
- Опубликована: 28 ноября 2024.
Ключевые слова
- В. Брюсов
- отечественная малая проза первой трети ХХ века
- готика
- неоготика
- образ зеркала в новеллистике Брюсова
- V. Brusov
- Russian small prose of the first third of the 20th century
- Gothic
- Neo-Gothic
- image of the mirror in Brusov’s short story
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»