Вербализация картины мира ислама в современном российском медиапространстве: лингвокогнитивный потенциал
Аннотация
Цель исследования состоит в обосновании лингвокогнитивного статуса исламской картины мира в медиапространстве современной России. На материале сообщений интернет-сайтов, ориентированных на освещение исламской проблематики, определено, что фундамент конфессиональной картины мира составляет совокупность смыслов, которые сложным образом взаимодействуют с национальной картиной мира, выраженной посредством национального языка. Российская мусульманская община активно использует русский язык наряду с арабским, языком священного Корана, что закономерно усложняет характеристики исламской картины мира в России. Научная новизна исследования заключается в понимании исламского медиадискурса как репрезентанта субкода русского культурного кода ввиду использования исламскими СМИ ресурсов русского языка наряду с исламскими терминами – арабизмами, а также лексическими единицами, заимствованными из фарси, турецкого языка и национальных языков этносов РФ, традиционно исповедующих ислам. В результате доказано, что исламский медиадискурс эффективно использует различные форматы и жанры современных СМИ с тем, чтобы обеспечить заинтересованную аудиторию актуальным контентом. Картина мира ислама вербализована в российском исламском медиадискурсе с помощью различных лингвистических способов, позволяющих раскрыть различные аспекты всех сторон жизни – как религиозной, так и светской, включая вопросы права, этики, коммерции, финансов. В медиапространстве России формируется новый образ современного мусульманина – российского патриота и выразителя интересов российской мусульманской общины в соответствии с ценностными и этическими доминантами конфессиональной картины мира.
Источники
- Александрова О. И., Захарова Е. В. Особенности употребления и перевода лексики ислама в русскоязычных и англоязычных новостных текстах // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Лингвистика». 2013. № 1.
- Буевич А. А. Взаимоотношение языка и религии сквозь призму духовно-религиозного кода русской лингвокультуры // Метафизика. 2016. № 4 (22).
- Бустанов А. К., Кемпер М. Ислам по-русски: анализ современной исламской литературы в России. СПб.: Президентская библиотека, 2016.
- Буянова Л. Ю. Лингвоконфессиология в системе современной гуманитарной гносеосферы: методологический инструментарий и понятийный аппарат // Мова. 2014. № 21.
- Валгина Н. С. Теория текста. М.: Логос, 2003.
- Гасанова М. А., Муртазалиева Н. И. Этноспецифическая лексика в русскоязычном исламском дискурсе // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88).
- Желтухина М. Р. Аксиологическая медиатрансляция: социум – культура – политика // Русский язык за рубежом. 2020. № 4 (281).
- Желтухина М. Р. Конструирование мира в языке политики: когнитивно-прагматическое моделирование в ситуации медиаконфликта // Когнитивные исследования языка. 2019. № 38.
- Кангиева А. М. Суфийская коммуникативистика как «алхимия души» (на примере источников Крымского ханства) // Вопросы крымскотатарской филологии, истории и культуры: сборник научных трудов. Симферополь: Медиацентр им. Гаспринского, 2020. Вып. 9.
- Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.
- Козлова Е. А., Гремицкая М. В. Концепт ВЕРА и религиозный дискурс: влияние медиа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. Вып. 1.
- Козырева М. К. Исламский мир в лингвокультурной картине мира // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2016. № 28 (249).
- Кубрякова Е. С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике: обзор // Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты: сборник. М.: ИНИОН РАН, 2000.
- Магомедова П. А. Религиозный (исламский) дискурс русского языка и социолингвистические аспекты языкового употребления // Русский язык в полиэтнической среде и методика его преподавания: традиции и инновации: мат. международной научно-практической конференции. Махачкала: ДГПУ, 2019.
- Мечковская Н. Б. Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий. М.: ФАИР, 1998.
- Сибгатуллин А. Исламский Интернет. М. – Н. Новгород: Медина, 2010.
- Сидоренко Е. М. Лексико-семантические средства формирования оценки концепта MUSLIM WOMAN / МУСУЛЬМАНКА в англоязычном интернет-дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 5.
- Файзуллина Э. Ф. Использование арабизмов в юридической лексике // Минбар. Исламские исследования. 2013. Т. 6. № 1.
- Фаткуллина Ф. Г., Зубайдуллоев И. А. Переводы исламской теологической лексики на русский язык (на материале произведений А. Кадыри) // Проблемы востоковедения. 2020. № 2 (88).
- Чернявская В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия. М.: Флинта; Наука, 2006.
- Эль-Мсафер Х. А. Х. Исламизмы в русском языке // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2015. № 1.
- Privalova I. V., Shaidullina A. R., Zheltukhina M. R., Grinberg T. E., Garcia-Caselles C. Coerced Loss of National Colorings – Linguistic Issues of Virtual Team Communication // XLinguae. 2019. Vol. 12. Iss. 1.
- Turow J. Media Today: An Introduction to Mass Media. N. Y.: Routledge, 2016.
- Wright C. R. Functional Analyses and Mass Communication // The Public Opinion Quarterly. 1960. Vol. 24. No. 4.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 1 ноября 2024.
- Опубликована: 3 декабря 2024.
Ключевые слова
- исламская картина мира
- национальная картина мира
- медиадискурс
- конфессиональный концепт
- медиапространство
- Islamic worldview
- national worldview
- media discourse
- confessional concept
- media space
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»