• Научная статья
  • 5 декабря 2024
  • Открытый доступ

Образы Тристана и Изольды в художественном мире произведений русских поэтов-символистов

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению вечных образов Тристана и Изольды в лирических произведениях русских поэтов-символистов. В русской культуре и литературе интерес к знаменитому кельтскому сказанию возникает на фоне широкого увлечения средневековой культурой Западной Европы, воспринятой символистами в русле идей панэстетизма эпохи русского модерна. Цель исследования – определить функции, место и содержание образов Тристана и Изольды в художественном мире стихотворений русских поэтов-символистов, который раскрывается в категориях лирического события, системы образов, лирической ситуации, мотива и сюжета. Материалом исследования явились такие произведения, как «Себя покорно предавая сжечь…» (1910) М. Волошина, «Четверг» (1909-1910) Ч. де Габриак, «Неуловимый поцелуй…» (1919) В. И. Иванова, «Милый мой ушел на ловлю…» (1921) Ф. К. Сологуба, «Искушение гибели» (1922) В. Я. Брюсова. Научная новизна исследования заключается в том, что в результате анализа были существенно переосмыслены и конкретизированы представления об особенностях трактовки вечных образов Тристана и Изольды русскими поэтами-символистами, также определена национальная специфика их интерпретации. По итогам проведенного сопоставительного анализа впервые были получены следующие результаты. Образы Тристана и Изольды выступают в лирических произведениях русских поэтов-символистов в функции обобщенных, многозначных символов, которые трактуются весьма противоречиво. Они используются для осмысления жизненных испытаний лирических героев, и их смысл создается в ореоле предшествующих интерпретаций, начиная с «Божественной комедии» Данте и завершая оперой Р. Вагнера, а также в соотнесении с другими мифологическими героями и автобиографическим подтекстом. В целом Тристан и Изольда наперекор предшествующей западноевропейской традиции представляются знаком такого духовного опыта, который отрицает идеал великой любви как силы гармонизирующей и просветляющей. Взаимная страсть, принципы чести влекут лирических героев, соотносимых с Тристаном или Изольдой, к мукам ада и гибели, а их надежды на счастье оказываются иллюзорными.

Источники

  1. Айзенштейн Е. О. «Седого моря соленый дух»: Тристан и Изольда в русской лирике // Нева. 2014. № 1.
  2. Ведель А. В. Легенда о Тристане и Изольде в русской поэзии первой трети ХХ века // «Вечные» сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма / отв. ред. А. Л. Топорков. М.: Индрик, 2015.
  3. Гаспаров М. Л. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия «серебряного века», 1890-1917: антология / сост. И. Багдасарян и др.; вступ. ст. М. Л. Гаспарова. М.: Наука, 1993.
  4. Захариева И. Максимилиан Волошин: поэзия и культура // Уральский филологический вестник. Серия «Русская литература XX-XXI веков: направления и течения». 2006. Вып. 9.
  5. Клюс А. Г. Интерпретации легенды о Тристане и Изольде в лирике Серебряного века как единая парадигма // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 2 (41).
  6. Клюс А. Г. Легенда о Тристане и Изольде: особенности интерпретаций в русской литературе конца XIX-XX веков: автореф. дисс. … к. филол. н. Ставрополь, 2018.
  7. Козлов В. И. Архитектоника художественного мира лирического произведения (на материале цикла И. Бродского «Часть речи»): автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2006.
  8. Минц З. Г. Поэтика русского символизма. СПб.: Искусство-СПБ, 2004.
  9. Михайлов А. Д. История легенды о Тристане и Изольде // Легенда о Тристане и Изольде / сост. А. Д. Михайлов. М.: Наука, 1976.
  10. Павлова М. М. «Путеводная нить». Поэтическое творчество Ф. Сологуба последнего десятилетия в контексте биографии // Сологуб Ф. Полное собрание стихотворений и поэм: в 3 т. СПб.: Наука, 2020. Т. 3. Стихотворения и поэмы 1914-1927.
  11. Фрейденберг О. М. Сюжет Тристана и Изольды в мифологемах эгейского отрезка Средиземноморья // Тристан и Изольда. Истоки великой легенды: сборник / предисл. С. Ермакова. М.: Вече, 2023.
  12. Шанина Ю. А. Мифология и литература ХХ века. Уфа: Башкирский государственный педагогический университет, 2021.
  13. Шанина Ю. А. Принципы освоения и развития западно-европейских культурных традиций в творчестве Н. С. Гумилева // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 1996. № 1.
  14. Шапинская Е. Н. «Сильна, как смерть, любовь…»: легенда о Тристане и Изольде в пространстве интерпретаций // Культура и искусство. 2017. № 6.

Информация об авторах

Шанина Юлия Александровна

к. филол. н., доц.

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа

Тихонова Анна Владимировна

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 ноября 2024.
  • Опубликована: 5 декабря 2024.

Ключевые слова

  • образы Тристана и Изольды
  • произведения русских поэтов-символистов
  • идеи панэстетизма
  • категории лирического события
  • images of Tristan and Isolde
  • works of Russian symbolist poets
  • ideas of panaesthetism
  • categories of lyrical events

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)