Специфика гиперболы в политической сатире на Адольфа Гитлера (на материале художественного фильма Чарли Чаплина “The Great Dictator”)
Аннотация
Цель исследования – определить роль гиперболы в формировании сатирического образа Адольфа Гитлера в контексте американского художественного фильма “The Great Dictator” 1940 года. В статье проведен анализ гиперболы в репликах персонажей фильма Чарли Чаплина “The Great Dictator”, а также определено влияние данного приема на зрительское восприятие. Показано, что преувеличение жестокости и абсурдности в репликах персонажей способствует созданию карикатурного образа диктатора. Выявлено, что гипербола не только подчеркивает абсурдность действий диктатора, но и служит средством для раскрытия циничного отношения тоталитарного режима к человеческой жизни. Отмечено, что преувеличение аспектов нацистской идеологии способствует формированию критического восприятия диктаторской власти у зрителей. Научная новизна исследования заключается в первичном выявлении и детальном анализе гиперболы как ключевого средства формирования сатирического образа диктатора, а также в определении воздействия данного приема на зрительское восприятие политической фигуры. Полученные результаты показали, что преувеличение аспектов жестокости, абсурдности и цинизма политических действий позволяет создать гротескный образ диктаторов, что способствует осмыслению зрителями деструктивной природы тоталитарных идеологий.
Источники
- Авдокачев Н. С. Средства выражения сатиры и юмора в политическом дискурсе // Вестник науки. 2022. Т. 1. № 1 (46).
- Борисенко Ю. И. О лингвистическом статусе гиперболы и механизме ее образования // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 5.
- Волков Е. В. «Гитлера необходимо было высмеять» (фильм «Великий диктатор» как сатира на тоталитаризм) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2014. Т. 14. № 2.
- Денисова Л. М. Гипербола как лингвистический феномен // Наукосфера. 2024. № 6-1.
- Манн Ю. В. Гротеск в литературе // Литература в школе. 2017. № 6.
- Николаева М. Н., Минакова Н. С. Сатира в художественном произведении: место в системе категории комического и основные приемы сатирического изображения // Общетеоретические и частные вопросы современного языкознания: сборник трудов конференции «Актуальные вопросы филологии, межкультурной коммуникации и лингводидактики» (г. Чебоксары, 29-30 апреля 2020 г.). Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2020.
- Орлов Д. А., Безруков В. А. Феномен политической сатиры и проблемы перевода (на материале сериала «Yes, Minister!») // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 2.
- Печеникина А. А. Гипербола как прием создания комических эффектов в художественном тексте // Modern Science. 2021. № 4-3.
- Серебренникова Т. А. Роль политики в творчестве Чарли Чаплина // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. 2019. № 3.
- Цымбалов Д. А. Языковая репрезентация сатиры в англоязычном кинодискурсе // Актуальные проблемы науки: взгляд студентов: материалы всероссийской с международным участием студенческой научной конференции: в 2 ч. (г. Санкт-Петербург, 18 января 2023 г.). СПб.: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, 2023. Ч. 2.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 25 октября 2024.
- Опубликована: 6 декабря 2024.
Ключевые слова
- гипербола в формировании сатирического образа
- фильм Чарли Чаплина “The Great Dictator”
- формирование сатирического образа
- формирование критического восприятия у зрителей
- зрительское восприятие политической фигуры
- hyperbole in the formation of a satirical image
- Charlie Chaplin’s film “The Great Dictator”
- formation of a satirical image
- formation of critical perception among viewers
- viewer’s perception of a political figure
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»