• Научная статья
  • 24 декабря 2024
  • Открытый доступ

Образ Иннокентия (Вениаминова) в «документальном повествовании» Т. И. Гладких: формы беллетризации исторического материала

Аннотация

Цель исследования – выявить формы беллетризации исторического материала в «документальном повествовании» Т. И. Гладких. Научная новизна работы определяется обращением к проблемам дальневосточной литературы, мало представленной в современных литературоведческих исследованиях, а также выбором предмета и методологии исследования: деятельность святителя Иннокентия хорошо освещена в исторической и историко-религиозной литературе, но литературоведческих работ, рассматривающих опыт художественной интерпретации его образа, нет. В результате проведенного анализа выявлены и описаны формы беллетризации исторического материала, связанного с образом Иннокентия Вениаминова (психологизм, переосмысление эпистолярных, мемуарных, документальных источников); прослежено ценностно-смысловое содержание рассматриваемого произведения. В статье обосновывается мысль о том, что литературная интерпретация способствует концептуализации исторического материала: образ святителя раскрывается как концептуальный символ национальной культуры, а география его деятельности на Аляске и в Приамурье, отраженная в произведении, способствует формированию фронтирного хронотопа дальневосточного текста русской литературы.

Источники

  1. Аношкина-Касаткина В. Н. Православные основы русской литературы XIX в. М.: Пашков дом, 2011.
  2. Артемов Н. С. Творческое наследие М. М. Дунаева в контексте становления православного литературоведения // Вестник Омской православной духовной семинарии. 2024. № 1 (16).
  3. Архиепископ Якутский и Ленский Р. Актуальность эпистолярного наследия святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, для XX-XXI вв. // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2016. Вып. 3.
  4. Брагина Н. М. Роль святителя Иннокентия (Попова-Вениаминова) в развитии социальной инфраструктуры Дальнего Востока // Вестник Амурского государственного университета. 2008. Вып. 42.
  5. Волков В. В., Волкова Н. В. Духовный реализм как единство секулярного и сакрального в поэтическом творчестве иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина) // Вестник славянских культур. 2022. Т. 63.
  6. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Изд. 2-е. Л.: Художественная литература, 1976.
  7. Дунаев М. М. Православие и русская литература: в 6 ч. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Христианская литература, 2001-2004. Ч. 1-6.
  8. Есаулов И. А. Пасхальность русской словесности. М.: Кругъ, 2004.
  9. Ефимов А. Б. Роль святителя Иннокентия (Вениаминова) в освоении территории России // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2021. № 31.
  10. Захаров В. Н. Христианский реализм в русской литературе (постановка проблемы) // Евангельский текст в русской литературе XVIII‑XX вв.: сборник трудов. Петрозаводск, 2001. Вып. 3.
  11. Капалин Г. М. Апостольская судьба: характерные черты служения святителя Иннокентия (Вениаминова) // Богословско-исторический сборник. 2023. № 4 (23).
  12. Квашнин М. В. Святитель Иннокентий и Амурский вопрос // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2018. № 5.
  13. Константинова Т. А. Святитель Иннокентий как духовный наставник амурской политики // Известия Иркутского государственного университета. 2016. Т. 16.
  14. Левкович Я. Л. Принципы документального повествования в исторической прозе пушкинской поры // Пушкин: исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969. Т. 6. Реализм Пушкина и литература его времени.
  15. Лобин А. М. Беллетризация истории как метод репрезентации истории в русской литературе XXI века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12-3 (78).
  16. Любомудров А. М. Духовный реализм как отражение религиозной культуры в художественной литературе // Вестник славянских культур. 2008. № 1-2 (9).
  17. Мельникова С. В. Путевые дневники и воспоминания протоиерея Громова П. В.: к вопросу о художественности сибирской духовной словесности конца XIX в. // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2023. № 86.
  18. Мусалимас С. А. Святитель Иннокентий (Вениаминов) и книгоиздание на алеутском языке // Книжная культура Севера = Northern Book Сulture: материалы I международной научно-практической конференции. Якутск: Нац. б-ка Республики Саха (Якутия), 2005.
  19. Окладников А. П. Иннокентий Вениаминов // Первопроходцы: сборник / сост. Л. Демин. М.: Молодая гвардия, 1983. Вып. 13 (638).
  20. Редькин В. А. Духовный реализм как литературоведческая категория // Исследовательский журнал русского языка и литературы. 2020. № 2 (16).
  21. Рощина О. С., Фарафонова О. А. Беллетризация сюжета автобиографии в русской мемуаристике XVIII века // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2023. № 4.
  22. Сафонова Л. А. Названия и эпиграфы как индикаторы смыслового поля произведения // Культурология. 2005. № 4 (35).
  23. Склярова Т. В., Тукиш В. А. Анализ педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) в свете церковно-педагогического опыта // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2.

Финансирование

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01494, https://rscf.ru/project/23-28-01494/.

Информация об авторах

Александрова-Осокина Ольга Николаевна

д. филол. н., доц.

Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 ноября 2024.
  • Опубликована: 24 декабря 2024.

Ключевые слова

  • писательница Т. И. Гладких
  • святитель Иннокентий (Вениаминов)
  • дальневосточный фронтир
  • беллетризация исторического материала
  • историко-беллетристическое повествование
  • writer T. I. Gladkikh
  • St. Innocent (Veniaminov)
  • the Far Eastern frontier
  • fictionalization of historical material
  • historical and fictional narrative

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)