• Научная статья
  • 24 декабря 2024
  • Открытый доступ

Александр Проханов и Захар Прилепин: реализация «философии поступка» в прозе и публицистике

Аннотация

В статье рассматриваются художественные и публицистические тексты А. Проханова и З. Прилепина, демонстрирующие сознательную, многоплановую и разножанровую форму присутствия в историко-культурном процессе. Создание художественного текста – важный, но не единственный способ трансляции персональных идей. Цель исследования – выявление индивидуальных и общих особенностей художественного, публицистического и биографического сюжетов каждого из двух писателей. Научная новизна заключается в определении устойчивых художественно-публицистических историософских сюжетов Проханова и Прилепина, зачастую осуществляемых через специфический для каждого из двух авторов тип героя. Полученные результаты показали, что выдвигаемая гипотеза об осознаваемом построении двумя писателями исторически обусловленной судьбы, в которой литературное творчество согласуется с идеологией и политикой, подтвердилась. В построении художественных сюжетов при общей интенции авторов к синтезу с публицистикой Проханов склонен к повторяемости, в то время как Прилепин в каждом новом произведении обращается к иному жанру, герою, сюжету. Существенным отличием поэтики текстов также является различие в формах обращения к той или иной исторической фигуре. Между двумя писателями возможно установить не просто общие положения идеологии, но отношения преемственности. Общим для всех форм их присутствия остаются стремление к сильному государству, антилиберальность, синтез публицистического и художественного слова.

Источники

  1. Бахтин М. М. К философии поступка // Бахтин М. М. Автор и герой в эстетическом событии / сост., коммент. и вступ. ст. Н. К. Бонецкой. СПб.: Алетейя, 2022.
  2. Гримова О. А. Литературный путеводитель как фактор формирования современной литературной репутации // Уральский филологический вестник. Серия «Русская литература XX-XXI веков: направления и течения». 2019. № 3.
  3. Данилкин Л. Человек с яйцом. М.: Ад Маргинем, 2007.
  4. Зимина Л. В., Янковская Л. С. Самоидентификация Захара Прилепина в контексте современной русской литературы // Альманах мировой науки. 2018. № 2 (22).
  5. Лицарева К. С. «Герой нашего времени» в прозе Захара Прилепина // Литература в школе. 2015. № 9.
  6. Лотман Ю. М. Литературная биография в историко-культурном контексте: к типологическому соотношению текста и личности автора // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Таллинн: Александра, 1992. Т. 1.
  7. Павлов Ю. М. Художественная концепция личности в русской и русскоязычной литературе ХХ века: дисс. … д. филол. н. Краснодар, 2004.
  8. Сорокина Т. Е. Современный русский роман как явление историософской идеи // Культурная жизнь юга России. 2011а. № 1 (39).
  9. Сорокина Т. Е. Художественная историософия современного русского романа: дисс. … д. филол. н. Краснодар, 2011b.
  10. Татаринов А. В. Юрий Павлов и Захар Прилепин: драма на правом фланге // Творчество В. И. Лихоносова и актуальные проблемы развития языка: материалы IV всероссийской научно-практической конференции (г. Краснодар, 9 октября 2020 года). Краснодар: Кубанский государственный университет, 2020.
  11. Шаронова Е. А., Шаронов А. М. Жанровая специфика русского исторического романа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 1.

Информация об авторах

Татаринов Алексей Викторович

д. филол. н., проф.

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Штейнбах Кирилл Викторович

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 21 ноября 2024.
  • Опубликована: 24 декабря 2024.

Ключевые слова

  • Русский мир
  • философия поступка
  • современная русская проза
  • советский дискурс
  • литературный процесс начала XXI века
  • Russian world
  • philosophy of action
  • modern Russian prose
  • Soviet discourse
  • literary process of the beginning of the 21st century

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)