• Научная статья
  • 26 декабря 2024
  • Открытый доступ

Вербализация мотива «Одиночество» в лирике М. Ю. Лермонтова: когнитивно-семантический аспект

Аннотация

Цель исследования состоит в обосновании когнитивно-семантического статуса мотива как компонента лирического сюжета. На материале текстов стихотворений М. Ю. Лермонтова доказано, что мотив является не столько совокупностью концептов или других когнитивных структур, сколько единством образных уровней этих компонентов семантического пространства художественного текста. Научная новизна заключается в рассмотрении когнитивно-семантических характеристик вербальных маркеров мотива в их единстве с трактовкой художественной образности и как результата метафоризации, и как условия трансформации абстрактной идеи в наглядный образ, обладающий обширным познавательным потенциалом. В результате доказано, что мотив как компонент лирического сюжета составляет единство перцептивных (чувственных по своей природе) образов и когнитивных (метафорических) образов. Вербальные маркеры конкретного мотива в лирике М. Ю. Лермонтова репрезентируют различные фрагменты индивидуально-авторской картины мира поэта. Вербальными маркерами мотива «Одиночество» в лирической поэзии М. Ю. Лермонтова выступают лексические единицы различной частеречной принадлежности, которые способны становиться образными доминантами исследуемого мотива: таковы метафорические образы воды (волны), скалы (камня, утеса), дерева, его листьев и ветвей.

Источники

  1. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика. Изд-е 3-е, стер. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002.
  2. Вайскопф М. Агония и возрождение романтизма. М.: Новое литературное обозрение, 2022.
  3. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М.: Яз. рус. культуры, 1999.
  4. Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. М.: Лабиринт, 1998.
  5. Задорнова В. Я., Захарова А. В. Роль ключевых слов в организации художественного текста (на материале романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея») // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 4.
  6. Иванов Д. И., Лакербай Д. Л. Когнитивная гуманитарная семиотика как «точка роста» филологического знания // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2023. № 3.
  7. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепт, дискурс. М.: Гнозис, 2004.
  8. Киселева В. А. Анализ концептосферы лирического произведения // Вестник Вятского государственного университета. 2010. № 4 (2).
  9. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста: структура стиха. Л.: Просвещение. Ленинградское отд-ние, 1972.
  10. Новиков Л. А. Художественный текст и его анализ. М.: Едиториал УРСС, 2003.
  11. Панкратова С. А. Когнитивно-семантические аспекты метафорического моделирования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 87.
  12. Пименова Е. Е. Душа и дух: особенности концептуализации. Кемерово: Графика, 2004.
  13. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ; Восток – Запад, 2009.
  14. Силантьев И. В. Поэтика мотива / отв. ред. Е. К. Ромодановская. М.: Языки славянской культуры, 2004.
  15. Телия В. Н. Типы языковых значений: связанное значение слова в языке. М.: Наука, 1981.

Информация об авторах

Кузнецова Анна Владимировна

д. филол. н., проф.

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 ноября 2024.
  • Опубликована: 26 декабря 2024.

Ключевые слова

  • мотив «Одиночество»
  • вербальные маркеры
  • образный слой концепта
  • когнитивная структура
  • лирика М. Ю. Лермонтова
  • motif "Loneliness"
  • verbal markers
  • figurative layer of the concept
  • cognitive structure
  • lyrics by M. Y. Lermontov

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)