Принципы андрагогики в аспектном преподавании русского языка как иностранного на курсах интенсивного обучения
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению принципов андрагогики как развивающейся части общей педагогики в контексте обучения русскому языку как иностранному (РКИ). Целью исследования является определение наиболее применимых в обучении РКИ принципов андрагогики и разработка на их основе эффективной структуры урока. В статье авторы сравнивают принципы обучения, подбирают эффективные приемы работы со взрослыми обучающимися на уроках РКИ. В фокусе внимания находится аспектное преподавание на курсах интенсивного обучения для взрослых студентов, поэтому авторы подробно останавливаются на плане занятия, который базируется на принципах андрагогики, дают рекомендации по аспектной работе со взрослыми обучающимися. До настоящего момента принципы андрагогики рассматривались в целом в применении к преподаванию иностранных языков, в том числе и РКИ, но не были прослежены андрагогические приемы работы при аспектном преподавании. Таким образом, научная новизна состоит в определении эффективных андрагогических приемов в аспектном преподавании РКИ. В результате анализа андрагогических концепций и принципов обучения РКИ авторы выделяют наиболее применимые аспектно приемы преподавания и разрабатывают пример практического занятия, построенного по принципам андрагогического обучения.
Источники
- Гордина О. В., Гордин А. И. Андрагогика: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2024.
- Дмитриенко Г. А. Влияние принципов андрагогики на организацию процесса обучения иностранному языку // Педагогика и психология: теория и практика. 2021. № 3 (23).
- Занкова А. А. О некоторых особенностях обучения взрослых русскому языку как иностранному в сфере неформального образования // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2020. № 2.
- Змеев С. И. Становление андрагогики: развитие теории и технологии обучения взрослых: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 2000.
- Калиновский Ю. И. Введение в андрагогику. Мобильность педагога в образовании взрослых. М.: Знание, 2002.
- Коломейцева Е. Б., Матвеев А. П. Визуализация на уроках по РКИ // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия «Педагогика. Психология. Философия». 2023. № 1 (29).
- Копылова Н. В., Домышева С. А. Развитие креативности как надпрофессионального навыка у взрослых обучающихся на занятиях по деловому английскому языку // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 9.
- Косоротов А. П., Кислицын И. А. Концепции андрагогики в практике жестко регулируемого процесса обучения // Совершенствование образовательных программ, планирование и реализация образовательного процесса: материалы всероссийской научно-методической конференции (г. Омск, 14 февраля 2024 г.). Омск: Изд-во Омской академии МВД РФ, 2024.
- Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.
- Лазарева А. С., Безукладников К. Э. Андрагогика как базис мультилингвального корпоративного обучения // Язык и культура. 2023. № 62.
- Осминина Е. В. Реализация принципов обучения РКИ в создании учебных пособий // Актуальные вопросы современного языкознания и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: теория и практика: сборник статей и тезисов выступлений межвузовского научно-методического семинара преподавателей иностранных языков. Кострома: Изд-во Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко, 2020.
- Сальная Л. К. Реализация программ профессионального совершенствования преподавателей специальных дисциплин вуза в соответствии с принципами андрагогики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. Вып. 12.
- Топорищев М. С. Принципы и проблемы андрагогики в условиях современного образования // Исследовательская инициатива – 2024: сборник статей международного научно-исследовательского конкурса (г. Петрозаводск, 19 июня 2024 г.). Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2024.
- Частухина Т. В. Роль принципа сознательности в процессе изучения иностранного языка // Теория и практика инновационных технологий в АПК: материалы национальной научно-практической конференции (г. Воронеж, 14-29 марта 2022 г.). Воронеж: Изд-во ВГУ имени императора Петра I, 2022. Ч. III.
- Шатилова А. А. Применение принципов андрагогики при обучении взрослых иностранному языку (на примере английского языка) // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы ХV международной научно-практической Internet-конференции (г. Тамбов, 27 мая – 2 июня 2019 г.) / отв. ред. Л. Н. Макарова. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2019.
- Domysheva S. A., Kopylova N. V. Overcoming Non-Linguistic Barriers to Effective Speaking in Russian Adult ESP Classroom // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021. Т. 27. № 1.
- Jarvis P. Adult Education and Lifelong Learning. Theory and Practice. 3rd ed. L.: Routledge, 2004.
- Knowles M. S. The Adult Learner. A Neglected Species. Houston: Gulf Publishing Company, 1978.
- Knowles M. S., Holton III E. E., Robinson P. A., Swanson R. A. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. 9th ed. L.: Routledge, 2020.
- Kolb D. A., Fry R. Towards an Applied Theory of Experiential Learning. L.: John Wiley and Sons, 1975.
- Smith M. K. Malcolm Knowles, informal adult education, self-direction and andragogy. 2002. https://infed.org/malcolm-knowles-informal-adult-education-self-direction-and-andragogy/
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 7 ноября 2024.
- Опубликована: 26 декабря 2024.
Ключевые слова
- принципы андрагогики
- обучение русскому языку как иностранному
- обучение взрослых студентов аудированию
- обучение взрослых студентов письму
- обучение взрослых студентов говорению
- обучение взрослых студентов чтению
- principles of andragogy
- teaching Russian as a foreign language
- teaching adult students listening
- teaching adult students writing
- teaching adult students speaking
- teaching adult students reading
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»