• Научная статья
  • 14 января 2025
  • Открытый доступ

Комплекс упражнений по обучению иноязычной коммуникативной грамматике студентов технических направлений подготовки (на примере английского языка)

Аннотация

Цель исследования – теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений по тренировке иноязычной коммуникативной грамматики студентов технических направлений. В статье рассмотрены иноязычные грамматические навыки и описаны этапы их формирования (восприятие, имитация, подстановка, изменение, репродукция и комбинирование). Описаны языковые, условно-речевые и речевые упражнения по обучению иноязычной грамматике. Установлена недостаточная эффективность языковых упражнений в процессе тренировки грамматических навыков у студентов инженерного вуза. В ходе анализа учебников и учебных пособий по английскому языку для технических направлений выявлено, что они не предназначены для обучения коммуникативной грамматике. В исследовании впервые рассмотрен комплекс упражнений по обучению коммуникативной грамматике студентов инженерно-технических вузов, обосновано подразделение речевых и условно-речевых упражнений на уровни, что определяет научную новизну настоящего исследования. В результате исследования был разработан комплекс упражнений по обучению коммуникативной грамматике студентов технических направлений, состоящий из условно-речевых и речевых упражнений, которые содержат лексику, тренируемую в рамках тематического урока, и согласуются с его (тематического урока) темой.

Источники

  1. Волков В. С. Коммуникативная грамматика в обучении английскому языку в высшей школе (сфера информационных технологий) // Современная наука. 2016. № 4.
  2. Жидкова Н. В. Обучение грамматике иностранного языка в неязыковом вузе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. Т. 1-4 (52).
  3. Зиннатуллина Л. М. Введение понятия soft-skills на уроках иностранного языка студентами инженерных специальностей // Концепт. 2023. № 11.
  4. Копица В. Н. Методы формирования грамматических навыков при обучении иностранному языку // Вопросы науки и образования. 2017. № 1.
  5. Кукарская Г. Н., Пахомова В. М., Трифонова И. С. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых направлений с использованием ассоциативно-проектного метода // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2020. № 2 (30).
  6. Мусаелян И. Ф. Комплекс упражнений, направленных на формирование языковой компетенции // Гуманитарные науки. Вестник финансового университета. 2014. № 2 (14).
  7. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991.
  8. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989.
  9. Полякова Л. О. Организационно-педагогические условия преодоления профессионально-значимых коммуникативно-языковых барьеров студентов вузов (для неязыковых специальностей и направлений подготовки): дисс. … к. пед. н. М., 2016.
  10. Пореченкова Е. А., Казанцева С. Ю. Формирование грамматических навыков речи на основе коммуникативной методики обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 1.
  11. Ситосанова О. В. Коммуникативный метод обучения грамматике английского языка в неязыковом вузе // Вестник Ангарского государственного технического университета. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2023. № 17.
  12. Сысоев П. В., Юзбашева Э. Г. Формирование грамматических навыков речи студентов на основе реализации иноязычных интернет-проектов // Язык и культура. 2022. № 57.
  13. Хафизова Л. Ю. Обучение иноязычной коммуникативной грамматике студентов неязыковых направлений подготовки: проблемы и пути их решения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. Вып. 12.
  14. Царенкова В. В., Шпановская С. И., Кугач В. В., Кадушко Р. В. Подходы и методы обучения иностранному языку, их возможности для освоения иноязычной лексики студентами неязыковых специальностей // Вестник формации. 2023. № 4 (102).
  15. Tsareva E., Bogoudinova R., Khafisova L., Fakhretdinova G. Multilingualism as a means of students’ technocommunicational competence forming at engineering university // Advances in Intelligent Systems and Computing (IRJAH). 2020. Vol. 1134-1.

Информация об авторах

Хафизова Лейсан Юнусовна

к. пед. н.

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 декабря 2024.
  • Опубликована: 14 января 2025.

Ключевые слова

  • иноязычная коммуникативная грамматика
  • формирование грамматических навыков
  • английский язык для студентов технических направлений
  • комплекс упражнений по коммуникативной грамматике
  • foreign language communicative grammar
  • formation of grammatical skills
  • English for technical students
  • a set of exercises on communicative grammar

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)