• Научная статья
  • 15 января 2025
  • Открытый доступ

Репрезентация концепта ОТВЕТСТВЕННОСТЬ в современном экономическом медиадискурсе (на материале немецкого языка)

Аннотация

Данная статья посвящена изучению понятия «ответственность» в немецком экономическом медийном дискурсе. Цель нашего исследования – выявить средства языкового выражения концепта ОТВЕТСТВЕННОСТЬ в текстах выбранного жанра, позволяющие раскрыть и описать его понятийную сущность, составляющую основу этики деловых отношений. Авторы рассматривают содержание данного феномена в рамках лингвокогнитивной парадигмы, дают характеристику его видам, обуславливающим основные направления аргументативных стратегий в современном экономическом мире. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проанализированы средства актуализации концепта ОТВЕТСТВЕННОСТЬ в немецких медиатекстах, посвященных экономической тематике, и определена совокупность концептуальных признаков, отражающих его специфику. В результате было установлено, что самыми частотными языковыми единицами, репрезентирующими описываемый концепт в языке немецкоязычной экономической прессы, являются сложные существительные (композиты). Именно сложная номинация позволяет значительно увеличить семантическую емкость концепта ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, контаминируя его содержательный компонент с различными понятийными признаками, такими как субъекты, осуществляющие управленческую деятельность, сферы реализации экономических действий и процессов, а также оценка их результатов и последствий, соотносимых с действующими нормами и ценностями.

Источники

  1. Епремян М. Р., Нильсен Е. А. К вопросу о сущностных характеристиках концепта // Система языка и дискурс: международный сборник статей / отв. ред. С. И. Дубинин. Самара: Самарский университет, 2007.
  2. Корабейников И. Н., Учкина В. А. Особенности интерпретации понятия «социальная ответственность бизнеса» // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 12.
  3. Мешков О. Д. Проблемы композитной семантики (на материале субстантивного словосложения английского языка): автореф. дисс. … д. филол. н. М., 1988.
  4. Олейник О. В. Слова-композиты в немецкой прессе // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 7-3 (97).
  5. Русанова М. А., Зиньковская А. В. Понятие концепта в междисциплинарном аспекте // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2023. Т. 14. № 3.
  6. Степанова М. Д. Словообразование современного немецкого языка. М.: Изд-во лит-ры на иностр. яз., 1953.
  7. Фесенко Т. А. Ментальный лексикон: проблемы структуры и репрезентации // Вопросы когнитивной лингвистики. 2005. № 3 (006).
  8. Хазраткулов А. П. Когнитивно-прагматическая специфика экономического дискурса в коммуникативном пространстве медиа: автореф. дисс. … к. филол. н. Майкоп, 2020.
  9. Шагалова Е. Н. Типы семантических отношений между компонентами в определительных композитах // Доклады международной конференции «Диалог». М.: Наука, 2003.
  10. Яценко А. В. Концепты в русском языке: семантика и синтаксис // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. Вып. 7-8 (94).
  11. Donalies E. Wortbildung des Deutschen. Tübingen: Gunter Narr Verlag, 2005.
  12. Fleischer W. Wortbildung der deutschen Gegenwartssprache. Tübingen: Niemeyer, 1982.
  13. Jacob K. Diskurs um Verantwortung. Ethische Dimensionen wirtschaftlichen Handelns. Eine linguistische Mediendiskursanalyse. Frankfurt am Main – Berlin – Bern – Bruxelles – N. Y. – Oxford – Wien: Peter Lang, 2011.
  14. Lenk H. Von Deutungen zu Wertungen. Eine Einführung in aktuelles Philosophieren. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1994.
  15. Ortner L. Deutsche Wortbildung: typen und tendenzen // Ortner L., Müller E. Bollhagen. Hauptteil 4: Substantivkomposita. Berlin – N. Y.: De Gruyter, 1991.
  16. Pies I., Winning A. Wirtschaftsethik // Hasse R., Schneider H., Weigelt K. Lexikon Soziale Marktwirtschaft von A bis Z. Paderborn, 2005.
  17. Schwarz M. Einführung in die Kognitive Linguistik. Tübingen – Basel: Francke, 1996.
  18. Vogelmann F. Der kleineUnterschied: Zu den Selbstverhältnissen von Verantwortung und Pflicht // Zeitschrift für Praktische Philosophie. 2015. B. 2. H. 2.
  19. Wieland W. Verantwortung – Prinzip der Ethik? Heidelberg: Winter, 1999.
  20. Zhang Y. Bedeutung und Kognition – Eine Einführung in die kognitive Semantik // Chinesisch-Deutsche Kulturbeziehungen / hrsg. von U. Steinmüller, Fu Su. Frankfurt am Main – Berlin – Bern – Bruxelles – N. Y. – Oxford – Wien: Peter Lang, 2013.

Информация об авторах

Петрянина Ольга Валерьевна

к. филол. н., доц.

Самарский государственный экономический университет

Беленкова Юлия Сергеевна

Самарский государственный технический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 декабря 2024.
  • Опубликована: 15 января 2025.

Ключевые слова

  • концепт ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  • немецкий экономический медийный дискурс
  • средства языкового выражения концепта
  • семантическая емкость концепта
  • RESPONSIBILITY concept
  • German economic media discourse
  • means of linguistic expression of the concept
  • semantic capacity of the concept

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)