Русская литературная классика: проблема понимания (к методологии истории литературы)
Аннотация
Цель настоящего исследования – обозначить проблемное поле понимания русской классической литературы. Научная новизна исследования заключается в постановке актуальной для современной культуры проблемы понимания русской классики и в поиске методологии изучения истории русской классической литературы как научной и учебной дисциплины. Анализ результатов освоения курсов русской классики в вузе (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена) и материалы диагностики позволили установить, что глубинной причиной непонимания классических текстов стал разрыв в познавательной цепи «Слово – образ – понимание». В результате выявлено, что отправной точкой в данном процессе является специфическое восприятие художественного слова, что приводит к стиранию границ между литературой и информацией. Речь идет не о трудностях чтения, не об уровне знания того или иного текста или явления, а о гносеологической проблеме понимания – специфике познания русской классической литературы. В статье предпринята попытка концептуализации проблемы понимания/непонимания русской классики и осмысления этой проблемы с точки зрения фундаментальных наук. Определен исследовательский путь, способствующий преодолению выявленного разрыва в познавательной цепи.
Источники
- Анненкова Е. И. От древнерусской культуры к литературе Нового времени: духовные основы и сложности эволюционного пути // Журнал интегративных исследований культуры. 2022. Т. 4. № 2. https://doi.org/10.33910/2687-1262-2022-4-2-96-107
- Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Русские словари, 1997. Т. 5.
- Бахтин М. М. Рабочие записи 60-х – начала 70-х годов // Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Русские словари, 2002. Т. 6.
- Буткевич А. А., Голубинская Ю. А., Евдокимова О. В., Кажукало Е. А., Петрова А. Л., Самойлова Е. П., Сухов Н. Н. Н. С. Лесков в контекстах истории культуры: коллективная монография / науч. ред. и отв. сост.: О. В. Евдокимова. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2021.
- Дячук Т. В. Творчество Г. И. Успенского в историко-литературной перспективе: контекст и поэтика. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2023.
- Карпенко Г. Ю., Шевченко Е. С. Русская классическая литература и проблемы методологии: границы понимания // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023. Т. 25. № 93. https://doi.org/10.37313/2413-9645-2023-25-93-104-110
- Котельников В. А. Множественность основ русской классической литературы // Исследовательский журнал русского языка и литературы. 2022. Т. 10. № 1 (19).
- Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1970.
- Маркович В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1975.
- Степанов А. Д. Переходная эпоха в литературе и термин реализм (1840-1850-е гг.) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2022. Т. 19. № 3. https://doi.org/10.21638/spbu09.2022.306
- Шайтанов И. О. Замысел и план «Исторической поэтики»: по следам издания Александра Веселовского // Наследие Александра Веселовского в мировом контексте. Исследования и материалы. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2016.
- Шайтанов И. О. Поэтика мировой литературы как компаративная проблема // Вопросы литературы. 2019. № 6. https://doi.org/10.31425/0042-8795-2019-6-50-73
- Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против»: сб. статей. М.: Прогресс, 1975.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 25 ноября 2024.
- Опубликована: 17 января 2025.
Ключевые слова
- проблема понимания русской классики
- изучение истории русской классической литературы
- познавательная цепь «Слово – образ – понимание»
- гносеологическая проблема понимания
- Russian classics understanding problem
- study of the history of Russian classical literature
- cognitive chain “Word – image – understanding”
- epistemological problem of understanding
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»