• Научная статья
  • 23 января 2025
  • Открытый доступ

Эстетика даосизма в творчестве К. Д. Бальмонта

Аннотация

Цель исследования – выявление художественных средств, с помощью которых эстетические постулаты даосизма проявляются в поэтических произведениях К. Д. Бальмонта. В статье рассмотрены образы и символы, заимствованные из философии даосизма в контексте русской поэзии начала XX века. Особое внимание уделяется анализу таких элементов, как природа, гармония, поток времени и взаимодействие человека с окружающим миром, которые являются центральными в даосизме и находят отражение в творчестве поэта. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые (на материале поэтических сборников «Горящие здания», «Будем как солнце», «Только любовь» и статей Бальмонта) проблема художественной реализации идей даосизма в творчестве Бальмонта выводится на первый план. В результате исследования установлено, что даосизм и философия Лао-цзы в значительной степени повлияли на мировоззрение и художественное творчество Бальмонта: в произведениях поэта нашли отражение такие философские категории, как «Дао», «ву-вей», «инь и ян». Кроме того, поэт часто затрагивает даосскую тему «жизнь подобна сну» и выражает готовность «жить мгновением», что резонирует с эстетическими установками даосских мыслителей Китая.

Источники

  1. Аничков Е. В. Константин Дмитриевич Бальмонт // Русская литература ХХ века: 1890-1910 гг. / под ред. проф. С. А. Венгерова. М.: Республика, 2004.
  2. Бамбуковые страницы. Антология древнекитайской литературы / пер. с древнекит.; сост. И. С. Лисевич. М.: Издат. фирма «Восточная литература» РАН, 1994.
  3. Бурдин В. В. Мифологическое начало в поэзии К. Д. Бальмонта 1890-1900-х годов: дисс. … к. филол. н. Иваново, 1998.
  4. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, 1970.
  5. Малявин В. В. Антология даосской философии. М.: Товарищество «Клышников – Комаров и К», 1994.
  6. Малявин В. В. Китайская эстетическая мысль // Духовная культура Китая: Энциклопедия: в 5 т. М.: Восточная литература, 2006. Т. 1. Философия.
  7. Малявин В. В. Чжуан-Цзы. М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1985.
  8. Ню Янь. Полигенетическая природа поэтики К. Д. Бальмонта и культурные традиции древнего Китая // Соловьевские исследования. 2024. № 1 (81).
  9. Пороль П. В. Рецептивная эстетика образа Китая в поэзии К. Бальмонта // Вестник Российского университета дружбы народов. 2019. Т. 24. № 1.
  10. Цыкунова Г. В. Религиозные и философские идеи, мотивы, образы в художественном мире К. Д. Бальмонта: дисс. … к. филол. н. М., 2005.
  11. Шашнева Е. Н., Валькевич С. И., Маслов В. Г., Михайлов А. А., Ершова Л. В., Астахов О. Ю., Романова К. Е., Океанская Ж. Л. Восточные мотивы и образы в творчестве К. Д. Бальмонта: культурологический аспект // Человек и культура. 2023. № 6.
  12. 陈鼓应. 老子今注今译. 北京: 中华书局, 2020 (Чэнь Гуин. Современные аннотации и перевод Лао-цзы. Пекин: Книжная компания Чжунхуа, 2020).
  13. 陈鼓应. 老子注译及评介. 北京: 中华书局, 2022 (Чэнь Гуин. Аннотации и комментарии к Лао-цзы. Пекин: Книжная компания Чжунхуа, 2022).
  14. 陈鼓应. 庄子今注今译. 北京: 中华书局, 2007 (Чэнь Гуин. Современные аннотации и перевод Чжуан-цзы. Пекин: Книжная компания Чжунхуа, 2007).
  15. 冯友兰, 赵复三. 中国哲学简史. 北京: 外语教学与研究出版社, 2013 (Фэн Юлань, Чжао Фусан. Краткая история китайской философии. Пекин: Издательство по преподаванию и исследованию иностранных языков, 2013).
  16. 葛兆光. 道教与唐代诗歌语言 // 清华大学学报 (哲学社会科学版). 1995 (04) (Гэ Чжаогуан. Даосизм и поэтический язык династии Тан // Журнал Университета Цинхуа (издание по философии и общественным наукам). 1995. № 04).
  17. 黄海德. 道家、道教与道学. 宗教学研究. 2004 (04) (Хуан Хайде. Даосизм, даосизм и даосизм // Религиоведение. 2004. № 04).

Финансирование

Публикация была поддержана Китайским советом по стипендиям (China Scholarship Council) в рамках программы «Стипендия Правительства КНР и РФ», № 202107157010.

Информация об авторах

Бай Ян

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 декабря 2024.
  • Опубликована: 23 января 2025.

Ключевые слова

  • художественная рецепция даосизма
  • китайская философия
  • поэзия К. Д. Бальмонта
  • диалектическое мышление
  • поэты Серебряного века
  • artistic reception of Taoism
  • Chinese philosophy
  • poetry of K. D. Balmont
  • dialectical thinking
  • poets of the Silver Age

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)