Эффект прайминга как способ избегания двусмысленности в англоязычном диалогическом общении
Аннотация
Цель исследования – выявить способы репрезентации прайминг-эффекта на разных языковых уровнях в диалогической коммуникации как одного из эффективных способов избегания потенциальной языковой двусмысленности. Научная новизна заключается в обосновании того факта, что прайминг как один из механизмов функционирования имплицитной памяти человека способен выступать эффективной коммуникативной тактикой, влияя на степень согласованности коммуникативных шагов и на корректность используемых в них языковых средств. Полученные результаты показали, что праймирование потенциально двусмысленных языковых единиц, применяемое как локально, так и глобально, является средством достижения конструктивности в диалогическом общении. Предъявление праймов в речи одного коммуниканта находит свое отражение в целевых стимулах разных уровней репрезентации в речи собственной или другого коммуниканта сообразно предпринимаемым на тот или иной момент коммуникативным шагам. Наиболее частое появление целевых стимулов характерно для вопросных конструкций – переспросов, а также при коррекции ранее сформулированных утверждений (партнера или собственных) – перефразировок. Именно перефразировка и переспрос являются эффективными способами избегания и разрешения двусмысленности в диалоге.
Источники
- Бармин А. В. Структура и динамика семантической памяти у изучающих иностранный язык // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. Вып. 3 (844).
- Власов М. С., Торопчина О. В. Синтаксическая неоднозначность и роль пунктуации в ее разрешении: выбор раннего или позднего закрытия // Филология и человек. 2015. № 4.
- Кожара О. В. Репрезентация многозначного слова в моделях ментального лексикона // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 447.
- Медведева А. Н. Двусмысленность как логическая ошибка: проекция топов рассуждения Аристотеля на современный медиадискурс // Преподаватель XXI век. 2024. № 2-2.
- Сергеева Ю. М. Неоднозначность языкового выражения: коммуникативно-прагматический аспект // Сборник материалов научной сессии по итогам выполнения научно-исследовательской работы в Институте иностранных языков Московского педагогического государственного университета за 2017-2018 год / под ред. М. Я. Блоха. М.: Московский педагогический государственный университет, 2018.
- Тищенко С. В. Прайминг в современных лингвистических исследованиях // Университетские чтения – 2012: материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Пятигорск, 2012.
- Фаликман М. В., Койфман А. Я. Виды прайминга в исследованиях восприятия и перцептивного внимания. Часть I // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2005а. № 3.
- Фаликман М. В., Койфман А. Я. Виды прайминга в исследованиях восприятия и перцептивного внимания. Часть II // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2005b. № 4.
- Федорова О. В. Метод синтаксического прайминга в экспериментальной лингвистике // Рема. Rhema. 2020. № 2.
- Щербакова М. В. Значение прайминга в современной психолингвистике // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. № 2 (31).
- Юдина М. В. Разрешение синтаксической неоднозначности: возможна ли преднастройка? // Диалог: сборник трудов конференции. М., 2007.
- Bever T. G. The cognitive basis for linguistic structures // Cognition and development of language / ed. by J. R. Hayes. N. Y.: Willey, 1970.
- Branigan H. P., Pickering M. J. Syntactic coordination in dialogue // Cognition. 2000. Vol. 75.
- Meyer D. E., Schvaneveldt R. W. Facilitation in recognizing pairs of words: Evidence of a dependence between retrieval operations // Journal of Experimental Psychology. 1971. Vol. 90 (2).
- Pickering M. J., Garrod S. Understanding Dialogue. Language Use and Social Interaction. Cambridge: Cambridge University Press, 2021.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 13 декабря 2024.
- Опубликована: 27 января 2025.
Ключевые слова
- способы избегания языковой двусмысленности
- эффект прайминга
- англоязычный кинодискурс
- диалогическая коммуникация
- теория коммуникации
- ways to avoid linguistic ambiguity
- priming effect
- English-language film discourse
- dialogic communication
- communication theory
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»