• Научная статья
  • 27 января 2025
  • Открытый доступ

Эффект прайминга как способ избегания двусмысленности в англоязычном диалогическом общении

Аннотация

Цель исследования – выявить способы репрезентации прайминг-эффекта на разных языковых уровнях в диалогической коммуникации как одного из эффективных способов избегания потенциальной языковой двусмысленности. Научная новизна заключается в обосновании того факта, что прайминг как один из механизмов функционирования имплицитной памяти человека способен выступать эффективной коммуникативной тактикой, влияя на степень согласованности коммуникативных шагов и на корректность используемых в них языковых средств. Полученные результаты показали, что праймирование потенциально двусмысленных языковых единиц, применяемое как локально, так и глобально, является средством достижения конструктивности в диалогическом общении. Предъявление праймов в речи одного коммуниканта находит свое отражение в целевых стимулах разных уровней репрезентации в речи собственной или другого коммуниканта сообразно предпринимаемым на тот или иной момент коммуникативным шагам. Наиболее частое появление целевых стимулов характерно для вопросных конструкций – переспросов, а также при коррекции ранее сформулированных утверждений (партнера или собственных) – перефразировок. Именно перефразировка и переспрос являются эффективными способами избегания и разрешения двусмысленности в диалоге.

Источники

  1. Бармин А. В. Структура и динамика семантической памяти у изучающих иностранный язык // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. Вып. 3 (844).
  2. Власов М. С., Торопчина О. В. Синтаксическая неоднозначность и роль пунктуации в ее разрешении: выбор раннего или позднего закрытия // Филология и человек. 2015. № 4.
  3. Кожара О. В. Репрезентация многозначного слова в моделях ментального лексикона // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 447.
  4. Медведева А. Н. Двусмысленность как логическая ошибка: проекция топов рассуждения Аристотеля на современный медиадискурс // Преподаватель XXI век. 2024. № 2-2.
  5. Сергеева Ю. М. Неоднозначность языкового выражения: коммуникативно-прагматический аспект // Сборник материалов научной сессии по итогам выполнения научно-исследовательской работы в Институте иностранных языков Московского педагогического государственного университета за 2017-2018 год / под ред. М. Я. Блоха. М.: Московский педагогический государственный университет, 2018.
  6. Тищенко С. В. Прайминг в современных лингвистических исследованиях // Университетские чтения – 2012: материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Пятигорск, 2012.
  7. Фаликман М. В., Койфман А. Я. Виды прайминга в исследованиях восприятия и перцептивного внимания. Часть I // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2005а. № 3.
  8. Фаликман М. В., Койфман А. Я. Виды прайминга в исследованиях восприятия и перцептивного внимания. Часть II // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2005b. № 4.
  9. Федорова О. В. Метод синтаксического прайминга в экспериментальной лингвистике // Рема. Rhema. 2020. № 2.
  10. Щербакова М. В. Значение прайминга в современной психолингвистике // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. № 2 (31).
  11. Юдина М. В. Разрешение синтаксической неоднозначности: возможна ли преднастройка? // Диалог: сборник трудов конференции. М., 2007.
  12. Bever T. G. The cognitive basis for linguistic structures // Cognition and development of language / ed. by J. R. Hayes. N. Y.: Willey, 1970.
  13. Branigan H. P., Pickering M. J. Syntactic coordination in dialogue // Cognition. 2000. Vol. 75.
  14. Meyer D. E., Schvaneveldt R. W. Facilitation in recognizing pairs of words: Evidence of a dependence between retrieval operations // Journal of Experimental Psychology. 1971. Vol. 90 (2).
  15. Pickering M. J., Garrod S. Understanding Dialogue. Language Use and Social Interaction. Cambridge: Cambridge University Press, 2021.

Информация об авторах

Медведева Анна Николаевна

Московский педагогический государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 декабря 2024.
  • Опубликована: 27 января 2025.

Ключевые слова

  • способы избегания языковой двусмысленности
  • эффект прайминга
  • англоязычный кинодискурс
  • диалогическая коммуникация
  • теория коммуникации
  • ways to avoid linguistic ambiguity
  • priming effect
  • English-language film discourse
  • dialogic communication
  • communication theory

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)