• Научная статья
  • 27 января 2025
  • Открытый доступ

Преломление традиции романа воспитания в романе В. Пелевина «Generation P»

Аннотация

Статья посвящена анализу романа В. Пелевина «Generation P» в контексте традиции романа воспитания. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые роман писателя «Generation P» рассмотрен в жанровом аспекте. Цель работы – выявить специфику преломления традиции романа воспитания в «Generation P». В результате исследования установлено, во-первых, что, несмотря на приоритет изучения романа воспитания западными исследователями, важнейшая роль в изучении его жанровой специфики, структурных особенностей, конститутивных жанровых признаков, образа главного героя принадлежит М. М. Бахтину. Во-вторых, постмодернистский роман В. Пелевина «Generation P», сочетая элементы социальной фантастики, сатиры, философского романа, строится по жанровой модели романа воспитания, включая все основные его элементы: биографический принцип построения; стадиальный путь развития главного героя, стремящегося обрести себя и свое место в мире; наличие «учителей», наставляющих героя в его пути и якобы помогающих ему найти себя. При этом писатель несколько модифицирует традицию: его герой в процессе постижения подлинной свободы, поднимаясь по карьерной лестнице, понимает, что растрачивает свои лучшие качества; игра с претекстами и синтез с Bildungsroman вставных жанров позволяет писателю осмыслить значимую проблематику (утрата духовности современным обществом потребления; превращение реальности и человека в симулякры).

Источники

  1. Бахтин М. М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.
  2. Бахтин М. М. Теория романа (1930-1961 гг.) // Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 3 т. М.: Языки славянских культур, 2012. Т. 3.
  3. Бобылева А. Л. Антиутопия как метажанр в прозе Виктора Пелевина: дисс. … к. филол. н. Казань, 2018.
  4. Богданова О. В., Кибальник С. А., Сафронова Л. В. Литературные стратегии Виктора Пелевина: сборник статей. СПб.: Петрополис, 2008.
  5. Влодавская И. А. Английский роман воспитания начала XX века: дисс. … д. филол. н. М., 1985.
  6. Демченкова Э. А. «Подросток» Ф. М. Достоевского как роман воспитания: жанр и поэтика: дисс. … к. филол. н. Челябинск, 2001.
  7. Диалектова А. В. Воспитательный роман в немецкой литературе эпохи Просвещения. Саранск: Изд-во Саранского государственного педагогического института, 1972.
  8. Дитковская И. Ю. Интертекстуальность прозы В. Пелевина: автореф. дисс. … к. филол. н. Днепропетровск, 2002.
  9. Краснощекова Е. А. Роман воспитания. Bildungsroman на русской почве: Карамзин, Пушкин, Гончаров, Толстой, Достоевский. СПб.: Изд-во Пушкинского фонда, 2008.
  10. Кузнецов К. В. Рефлексия как «уход» и «уход» как возможность «другого» в постмодернистской прозе (на материале романа Виктора Пелевина «Generation “П”») // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 17. № 43-1.
  11. Осьмухина О. Ю. Специфика преломления традиции романа воспитания в дилогии о вампирах В. Пелевина («Ампир V», «Бэтман Аполло») // Пушкинские чтения – 2016. Художественные стратегии классической и новой литературы: жанр, автор, текст / под ред. Т. В. Мальцевой. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2016.
  12. Осьмухина О. Ю. Традиции романа воспитания в прозе В. Пелевина // Русско-зарубежные литературные связи: сборник материалов международной научной конференции (г. Н. Новгород, 02-04 октября 2014 г.). Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, 2014.
  13. Осьмухина О. Ю., Овсянникова Е. П. Особенности репрезентации жанровой традиции романа воспитания в русской прозе конца 1920-х годов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024a. Т. 17. Вып. 6.
  14. Осьмухина О. Ю., Овсянникова Е. П. Специфика структуры Bildungsroman в фазе протоканона соцреализма // Научный диалог. 2024b. № 13-2.
  15. Осьмухина О. Ю., Овсянникова Е. П. Черты фигурализма в поэтике романа В. Каверина «Два капитана» // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2023. Т. 24. Вып. 3-2.
  16. Пашигорев В. Н. Философские и литературные предпосылки немецкого романа воспитания // Филологические науки. 1990. № 2.
  17. Тух Б. Новое поколение выбирает «П». Очерк о Викторе Пелевине // Тух Б. Первая десятка современной русской литературы. М.: Оникс 21 век, 2002.
  18. Gerhard M. Der deutsche Entwicklungsroman bis zu Goethes .,Wilhelm Meister“: in 9 Bd. Halle: Halle Niemeyer, 1926.
  19. Jost F. La tradition du Bildungsroman // Comparative Literature. 1969. Vol. 21 (2).
  20. Jost F. Variations of a Species: The Bildungsroman // Symposium: A Quarterly Journal in Modern Literatures. 1983. Vol. 2.
  21. Lükäcs G. The Theory of the Novel. Cambridge: MIT Press, 1971.
  22. Moretti F. The Way of the World: The Bildungsroman in European Culture. L.: Verso, 1987.
  23. Selbmann R. Der deutsche Bildungsroman. Stuttgart: Spectrum Fachverlage GMBH, 1994.

Информация об авторах

Осьмухина Ольга Юрьевна

д. филол. н., проф.

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 10 декабря 2024.
  • Опубликована: 27 января 2025.

Ключевые слова

  • современная русская проза
  • постмодернистский роман
  • интертекстуальность прозы Пелевина
  • творчество Виктора Пелевина
  • традиции романа воспитания
  • modern Russian prose
  • postmodern novel
  • intertextuality of Pelevin’s prose
  • Victor Pelevin’s novels
  • traditions of the Bildungsroman

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)