• Научная статья
  • 29 января 2025
  • Открытый доступ

Персуазивные средства в проповедническом дискурсе современной Испании

Аннотация

Цель исследования состоит в выявлении средств речевого воздействия проповедников на целевую аудиторию. Научная новизна данной работы заключается в том, что в фокусе исследования впервые находятся персуазивные средства в современной испанской проповеди. В статье отражена многовековая история развития проповеднического дискурса, зародившегося в первые века христианства и получившего особое развитие в Испании в период правления католических королей. В настоящее время в Испании проповедь выступает как важная социальная практика, предполагающая многочисленную аудиторию, о чем свидетельствует регулярная публикация специальных пособий по гомилетике – искусству проповеди. Проповедь определяется как разновидность публичного выступления, для которой характерна персуазивность, то есть воздействие адресанта на реципиента с целью изменения его ментальных и поведенческих установок, что предполагает использование особых языковых приемов. В результате проведенного исследования установлено, что в проповеди Семи Слов, значимом событии в культурной жизни Испании, важную роль играют такие персуазивные средства, как модальные глаголы и перифразы, метафора, риторический вопрос, антитеза, эмотивная лексика, а также приемы отстранения и интимизации.

Источники

  1. Блувберг С. В. Религиозный дискурс. Структура и специфические признаки протестантской проповеди как разновидности религиозного дискурса // Социальная политика и социология. 2007. № 2.
  2. Блувберг С. В. Специфические признаки современного немецкого протестантского проповеднического дискурса // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2008. № 16 (116).
  3. Журавель О. Д. Искусство проповеди Андрея Денисова: риторические стратегии и приемы // Quaestio Rossica. 2022. Т. 10. № 4.
  4. Зуев М. Б. Аспекты лингвориторического анализа протестантской проповеди // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2016. № 7.
  5. Каталкина Н. А., Карякина Ю. Н., Рипачева Е. А. Персуазивный потенциал языковых средств пропаганды миграционной политики в программе партии «Альтернатива для Германии» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. Вып. 5.
  6. Колчевская В. А. Средства выражения категории персуазивности в гипержанре «сайт» туристического интернет-дискурса: автореф. дисс. … к. филол. н. Краснодар, 2020.
  7. Кузьмина К. А. Структурные и языковые особенности проповеди как речевого жанра: автореф. дисс. … к. филол. н. СПб., 2006.
  8. Немцева К. И. Духовно-нравственная составляющая языковой картины мира: к вопросу об этимологии и семантике лексемы religio // Диалектология. Этнолингвистика. Мифология. Ономастика. Этимология: материалы международной научной конференции (г. Уфа, 01-04 ноября 2020 г.): в 2 т. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2020. Т. 1.
  9. Немцева К. И. Роль религии в культурно-историческом становлении Испании // Религия и общество ‒ 12: сборник научных статей / под общ. ред. В. В. Старостенко, О. В. Дьяченко. Могилев: Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова, 2018.
  10. Нестерова А. В. Рефлексия роли слова учения в проповеднических памятниках XVII века // Уральский филологический вестник. Серия: Русская классика: динамика художественных систем. 2020. № 4.
  11. Романова И. Д. Персуазивные средства воздействия интернет-сайтов как залог построения благоприятного корпоративного имиджа // Наука без границ: синергия теорий, методов и практик: материалы международной научной конференции (г. Москва, 28-30 октября 2020 г.). М.: Московский государственный лингвистический университет, 2020.
  12. Салахова А. Г. Современная религиозная проповедь как креолизованный речевой жанр // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2008. № 1-1 (1).
  13. Сахарова Е. Е. Институциональные характеристики проповеднического дискурса // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2020. Т. 10. № 4.
  14. Сахарова Е. Е. Особенности актуализации речевой стратегии «Акцентуация элементов высказывания автором текста» в проповедническом дискурсе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 1.
  15. Сахарова Е. Е. Прагмалингвистические особенности проповеднического дискурса: критерий вовлеченности участников дискурса в речевое событие // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2013. № 1.
  16. Трофименко С. А., Симоненко Е. К. Персуазивные средства в немецкой политической рекламе // Иностранные языки: инновации, перспективы исследования и преподавания: материалы VI международной научно-практической конференции (г. Минск, 23-24 марта 2023 г.). Мн., 2023.
  17. Чернявская В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия. М.: Флинта; Наука, 2006.
  18. Alcántara J. E. Las prácticas de la predicación Cristiana. Rudimentos para la proclamación eficaz. Baker Academic, 2020.
  19. Jiménez P. A., González J. L. Manual de homilética hispana: teoría y práctica desde la diaspora. Spanish Edition. Barcelona: CLIE, 2008.
  20. Lakoff R. T. Persuasive discourse and ordinary conversation, with examples of advertising // Analizing discourse: Text and talk / ed. by D. Tannen. Washington: Georgetown University Press, 1982.
  21. Luévano Salas L. Homilética para principiantes. Independently published, 2022.
  22. Medina J. El arte de la predicación: Curso básico en Homilética. Spanish edition. Kindle, 2016.

Информация об авторах

Немцева Ксения Игоревна

к. филол. н.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 декабря 2024.
  • Опубликована: 29 января 2025.

Ключевые слова

  • испанский проповеднический дискурс
  • современная испанская проповедь
  • языковые приемы
  • персуазивные средства
  • средства речевого воздействия
  • Spanish preaching discourse
  • modern Spanish preaching
  • linguistic techniques
  • aggressive means
  • means of speech influence

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)