Художественные доминанты рассказа Анны Зегерс «Квадрат»
Аннотация
Цель исследования – выявление специфики художественного мира рассказа А. Зегерс «Квадрат». В статье исследуются такие аспекты поэтики произведения, как хронотоп, мотивы и изобразительно-выразительные средства. Научная новизна нашей работы заключается в рассмотрении художественных доминант данного рассказа на основе комплексного подхода, что позволило дополнить представления о творческом методе краткой прозы писательницы, обратившейся к изображению жизни в Германии после прихода фашизма к власти. Результаты показали, что авторский взгляд на исторические процессы выявляется при помощи реалистического метода, демонстрирующего богатство форм художественного воплощения действительности и сочетающегося с приемами символизма. Автор вживается во внутренний мир своих персонажей, их глазами смотрит на окружающее, его присутствие внешне неощутимо. Замкнутое и ментальное виды пространства рассказа демонстрируют связь с основным мотивом произведения – мотивом квадрата, окна в лучший мир и выполняют функции границы, контакта и преграды и др., вводят оппозиции жизни/смерти, гармонии/дисгармонии, старого/нового, духовного/материального, добра/зла. Ведущими изобразительно-выразительными средствами являются подтекст, детали-символы, внутренняя речь и игра слов.
Источники
- Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986.
- Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л.: Высшая школа, 1940.
- Волков Е. М. Творчество Анны Зегерс. М.: Просвещение, 1987.
- Ишимбаева Г. Г. Рецепция русской литературы в творчестве Анны Зегерс // Вестник Башкирского университета. 2021. Т. 26. № 1.
- Керимов Р. Э. Отражение веры во мраке войны: роль христианской символики в романе «Седьмой крест» А. Зегерс // Философические письма. Русско-европейский диалог. 2024. Т. 7. № 2.
- Красовицкая Ю. В. Бегство и возвращение: осмысление феномена эмиграции в рассказах Анны Зегерс // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2021. № 3 (43).
- Лейтес Н. С. Романы Анны Зегерс. Пермь, 1966.
- Лотман Ю. М. Заметки о художественном пространстве // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Таллинн: Александра, 1992. Т. 1.
- Мельникова Л. А. Наполеоновская тема в повести А. Зегерс «На Гваделупу вернулось рабство» в контексте традиций Ф. М. Достоевского // Филология: научные исследования. 2024. № 8.
- Мотылева Т. Анна Зегерс. Личность и творчество. М.: Художественная литература, 1984.
- Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: уч. пособие. М.: Аспект Пресс, 1996.
- Шарыпина Т. А. Мифическое и фантастическое в литературе Восточной Германии на переломе эпох // Парадигмы переходности и образы фантастического мира в художественном пространстве XIX-ХХI вв.: коллективная монография / отв. ред. Т. А. Шарыпина, И. К. Полуяхтова, М. К. Меньщикова. Н. Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2019.
- Löffler K. Sonderbare Begegnungen // Anna Seghers Handbuch. Leben. Werk. Wirkung / hrsg. von C. Hilmes, I. Nagelschmidt. Stuttgart, 2020.
- Über Anna Seghers. Ein Almanach zum 75. Geburtstag / hrsg. von K. Batt. Berlin – Weimar: Aufbau, 1975.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 17 декабря 2024.
- Опубликована: 29 января 2025.
Ключевые слова
- рассказы А. Зегерс
- художественные доминанты
- хронотоп рассказа
- детали-символы
- изобразительно-выразительные средства
- A. Seghers' short stories
- artistic dominants
- short story chronotope
- detail-symbols
- expressive-visual means
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»