• Научная статья
  • 29 января 2025
  • Открытый доступ

Художественные доминанты рассказа Анны Зегерс «Квадрат»

Аннотация

Цель исследования – выявление специфики художественного мира рассказа А. Зегерс «Квадрат». В статье исследуются такие аспекты поэтики произведения, как хронотоп, мотивы и изобразительно-выразительные средства. Научная новизна нашей работы заключается в рассмотрении художественных доминант данного рассказа на основе комплексного подхода, что позволило дополнить представления о творческом методе краткой прозы писательницы, обратившейся к изображению жизни в Германии после прихода фашизма к власти. Результаты показали, что авторский взгляд на исторические процессы выявляется при помощи реалистического метода, демонстрирующего богатство форм художественного воплощения действительности и сочетающегося с приемами символизма. Автор вживается во внутренний мир своих персонажей, их глазами смотрит на окружающее, его присутствие внешне неощутимо. Замкнутое и ментальное виды пространства рассказа демонстрируют связь с основным мотивом произведения – мотивом квадрата, окна в лучший мир и выполняют функции границы, контакта и преграды и др., вводят оппозиции жизни/смерти, гармонии/дисгармонии, старого/нового, духовного/материального, добра/зла. Ведущими изобразительно-выразительными средствами являются подтекст, детали-символы, внутренняя речь и игра слов.

Источники

  1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986.
  2. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л.: Высшая школа, 1940.
  3. Волков Е. М. Творчество Анны Зегерс. М.: Просвещение, 1987.
  4. Ишимбаева Г. Г. Рецепция русской литературы в творчестве Анны Зегерс // Вестник Башкирского университета. 2021. Т. 26. № 1.
  5. Керимов Р. Э. Отражение веры во мраке войны: роль христианской символики в романе «Седьмой крест» А. Зегерс // Философические письма. Русско-европейский диалог. 2024. Т. 7. № 2.
  6. Красовицкая Ю. В. Бегство и возвращение: осмысление феномена эмиграции в рассказах Анны Зегерс // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2021. № 3 (43).
  7. Лейтес Н. С. Романы Анны Зегерс. Пермь, 1966.
  8. Лотман Ю. М. Заметки о художественном пространстве // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Таллинн: Александра, 1992. Т. 1.
  9. Мельникова Л. А. Наполеоновская тема в повести А. Зегерс «На Гваделупу вернулось рабство» в контексте традиций Ф. М. Достоевского // Филология: научные исследования. 2024. № 8.
  10. Мотылева Т. Анна Зегерс. Личность и творчество. М.: Художественная литература, 1984.
  11. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: уч. пособие. М.: Аспект Пресс, 1996.
  12. Шарыпина Т. А. Мифическое и фантастическое в литературе Восточной Германии на переломе эпох // Парадигмы переходности и образы фантастического мира в художественном пространстве XIX-ХХI вв.: коллективная монография / отв. ред. Т. А. Шарыпина, И. К. Полуяхтова, М. К. Меньщикова. Н. Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2019.
  13. Löffler K. Sonderbare Begegnungen // Anna Seghers Handbuch. Leben. Werk. Wirkung / hrsg. von C. Hilmes, I. Nagelschmidt. Stuttgart, 2020.
  14. Über Anna Seghers. Ein Almanach zum 75. Geburtstag / hrsg. von K. Batt. Berlin – Weimar: Aufbau, 1975.

Информация об авторах

Анисимова Александра Наумовна

к. филол. н., доц.

Московский городской педагогический университет (филиал) в г. Самаре

Ефремова Юлия Ивановна

к. филол. н., доц.

Самарский государственный экономический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 декабря 2024.
  • Опубликована: 29 января 2025.

Ключевые слова

  • рассказы А. Зегерс
  • художественные доминанты
  • хронотоп рассказа
  • детали-символы
  • изобразительно-выразительные средства
  • A. Seghers' short stories
  • artistic dominants
  • short story chronotope
  • detail-symbols
  • expressive-visual means

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)