Применение инструментов искусственного интеллекта в преподавании иностранного языка: теоретический обзор
Аннотация
Настоящая публикация представляет собой обзор зарубежной англоязычной и отечественной научно-педагогической литературы, цель которого – выявить актуальные проблемы применения инструментов искусственного интеллекта в современном иноязычном образовании. В обзоре проанализированы потенциал, проблемы и перспективы внедрения (имплементации) искусственного интеллекта в сфере преподавания иностранного языка. Научная новизна обзора заключается в определении наиболее значимых задач исследований применения инструментов искусственного интеллекта и выявлении перспективных направлений исследований в данной области. В результате проанализированы работы 2021-2024 гг. по рассматриваемой тематике, описаны проблемы применения инструментов искусственного интеллекта.
Источники
- Воевода Е. В., Шпынова А. И. Применение технологий искусственного интеллекта при изучении делового английского (на примере письменных заданий) // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 5 (102).
- Евдокимова М. Г., Агамалиев Р. Т. Лингводидактический потенциал систем искусственного интеллекта // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 2 (38).
- Елтанская Е. А., Аржановская А. В. Технологии применения искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 1 (104).
- Кондрахина Н. Г., Петрова О. Н. Использование возможностей искусственного интеллекта для преподавания иностранных языков: новая реальность // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 1 (104).
- Кувшинова Е. Е. Применение искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Гуманитарий Юга России. 2024. № 2.
- Лапина В. Ю. Искусственный интеллект в преподавании иностранных языков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 10-1 (85).
- Мещерякова О. В. Возможности использования искусственного интеллекта для повышения мотивации студентов к изучению иностранных языков в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 6 (110).
- Нагель О. В., Ли Б. В. Виртуальные собеседники при формировании коммуникативного навыка диалогической речи на иностранном языке // Язык и культура. 2022. № 59.
- Пичуева А. В. Обучение иноязычной письменной речи в формате смешанного обучения в условиях развития технологий искусственного интеллекта // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 4 (107).
- Плохотнюк О. С. Особенности разработки вариативных тестовых заданий с использованием чат-бота с искусственным интеллектом ChatGPT в обучении будущих педагогов иностранному языку // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2023. № 3 (65).
- Потемкина Т. В., Авдеева Ю. А., Иванова У. Ю. Взаимодействие с искусственным интеллектом как потенциал программы обучения иностранному языку в аспирантуре // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 5. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-5-67-85
- Сысоев П. В. Этика и ИИ-плагиат в академической среде: понимание студентами вопросов соблюдения авторской этики и проблемы плагиата в процессе взаимодействия с генеративным искусственным интеллектом // Высшее образование в России. 2024. № 2.
- Сысоев П. В., Филатов Е. М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023a. № 1. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-66-72
- Сысоев П. В., Филатов Е. М. ChatGPT в исследовательской работе студентов: запрещать или обучать? // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023b. Т. 28. № 2. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-276-301
- Тихонова Н. В., Ильдуганова Г. М. «Меня пугает то, с какой скоростью развивается искусственный интеллект»: восприятие студентами искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 4. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-4-63-83
- Тоцкая И. В., Недоспасова Л. А. Образовательный потенциал чат-ботов в изучении иностранных языков: социолингвистический, дидактический и коммуникативный аспекты // Концепт. 2023. № 6.
- Черкасова Е. А. Применение искусственного интеллекта в обучении английскому языку в неязыковом вузе: анализ чата GPT в контексте оценки письменных работ // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 4 (65). https://doi.org/10.25683/VOLBI.2023.65.837
- Шефиева Э. Ш., Исаева Т. Е. Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений (на примере обучения иностранным языкам) // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 10.
- Шуйская Ю. В., Дроздова Е. А., Мыльцева М. В. Привлечение нейросетей к проведению дебатов на иностранном языке на продвинутом этапе его изучения // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2 (99).
- Alharbi W. AI in the Foreign Language Classroom: A Pedagogical Overview of Automated Writing Assistance Tools // Education Research International. 2023. Vol. 1-15.
- Annamalai N., Eltahir M. E., Zyoud S. H., Soundrarajan D., Zakarneh B., Al Salhi N. R. Exploring English language learning via Chabot: A case study from a self-determination theory perspective // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2023. Vol. 5.
- Chang W. L., Sun J. C. Y. Evaluating AI’s impact on self-regulated language learning: A systematic review // System. 2024. Vol. 126.
- Du J., Daniel B. K. Transforming language education: A systematic review of AI-powered chatbots for English as a foreign language speaking practice // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2024. Vol. 6.
- Ericsson E., Johansson S. English speaking practice with conversational AI: Lower secondary students’ educational experiences over time // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2023. Vol. 5.
- Huang F., Zou B. English speaking with artificial intelligence (AI): The roles of enjoyment, willingness to communicate with AI, and innovativeness // Computers in Human Behavior. 2024. Vol. 159.
- Huang X., Zou D., Cheng G., Chen X., Xie H. Trends, Research Issues and Applications of Artificial Intelligence Education // Educational Technology & Society. 2023. Vol. 26. Iss. 1.
- Karatay Y., Karatay L. Automated writing evaluation use in second language classrooms: A research synthesis // System. 2024. Vol. 123.
- Korucu-Kış S. Zone of proximal creativity: An empirical study on EFL teachers’ use of ChatGPT for enhanced practice // Thinking Skills and Creativity. 2024. Vol. 54.
- Lai W. Y. W., Lee J. S. A systematic review of conversational AI tools in ELT: Publication trends, tools, research methods, learning outcomes, and antecedents // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2024. Vol. 7.
- Law L. Application of generative artificial intelligence (GenAI) in language teaching and learning: A scoping literature review // Computers and Education Open. 2024. Vol. 6.
- Liu Y., Chang P. Exploring EFL teachers’ emotional experiences and adaptive expertise in the context of AI advancements: A positive psychology perspective // System. 2024. Vol. 126.
- Liu Y., Zhang H., Jiang M., Chen J., Wang M. A systematic review of research on emotional artificial intelligence in English language education // System. 2024. Vol. 126.
- Mizumoto A., Eguchi M. Exploring the potential of using an AI language model for automated essay scoring // Research Methods in Applied Linguistics. 2023. Vol. 2. Iss. 2.
- Polakova P., Klimova B. Using DeepL translator in learning English as an applied foreign language – an empirical pilot study // Heliyon. 2023. Vol. 9. Iss. 8.
- Tafazoli D. Exploring the potential of generative AI in democratizing English language education // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2024. Vol. 7.
- Wang S., Wang F., Zhu Z., Wang J., Tran T., Du Z. Artificial intelligence in education: A systematic literature review // Expert Systems with Applications. 2024. Vol. 252. Part A.
- Xiao Y., Zhang T., He J. The promises and challenges of AI-based chatbots in language education through the lens of learner emotions // Heliyon. 2024. Vol. 10. Iss. 18.
- Xu T., Wang H. The effectiveness of artificial intelligence on English language learning achievement // System. 2024. Vol. 125.
- Yang A. Challenges and Opportunities for Foreign Language Teachers in the Era of Artificial Intelligence // International Journal of Education and Humanities (IJEH). 2024. Vol. 4. Iss. 1.
- Yang L., Zhao S. AI-induced emotions in L2 education: Exploring EFL students’ perceived emotions and regulation strategies // Computers in Human Behavior. 2024. Vol. 159.
- Zhai C., Wibowo S., Li L. D. Evaluating the AI dialogue System’s intercultural, humorous, and empathetic dimensions in English language learning: A case study // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2024. Vol. 7.
- Zhang Y., Lucas M., Bem-haja P., Pedro L. The effect of student acceptance on learning outcomes: AI-generated short videos versus paper materials // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2024. Vol. 7.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 10 декабря 2024.
- Опубликована: 31 января 2025.
Ключевые слова
- инструменты искусственного интеллекта
- обучение иностранному языку
- образовательные технологии
- цифровая компетентность
- artificial intelligence tools
- foreign language teaching
- educational technologies
- digital competence
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»