• Научная статья
  • 11 февраля 2025
  • Открытый доступ

Образ-концепт МЕЧТА в рекламном туристическом нарративе

Аннотация

Цель исследования – определить особенности репрезентации образа-концепта МЕЧТА в рекламном туристическом нарративе. Научная новизна работы состоит в том, что впервые применительно к рекламному туристическому нарративу выделены концептуальные мотивирующие и образные признаки концепта МЕЧТА. В статье рассмотрена смысловая эволюция концепта МЕЧТА, даны различные трактовки термина «мечта», его концептуальное содержание и смысловой объем по этимологическим и толковым словарям, представлены различные научные трактовки концепта и образа, дано авторское понимание данных понятий. В результате исследования выделены мотивирующие природоморфные, антропоморфные, артефактные признаки образа-концепта МЕЧТА, отражающие модели, репрезентируемые рекламным туристическим нарративом на основе потенциально возможных событий, существующих в действительности. Образные признаки концепта МЕЧТА представлены концептуальными метафорами и другими лексико-синтаксическими средствами выразительности. Отмечается, что образ-концепт МЕЧТА репрезентирует ситуацию мечты как событие во времени и пространстве. Выделены компоненты события в аспекте мечты/мечтания: собственно событие, время и пространство, связь со значимыми символами.

Источники

  1. Акимцева Ю. В. Отличительные особенности терминов «концепт» и «понятие» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 7-3 (73).
  2. Алефиренко Н. Ф. Фразеология и когнитивистика в аспекте лингвистического постмодернизма: монография. Белгород: Белгородский гос. ун-т, 2008.
  3. Бариева Н. Ш. Актуализация концепта “Dream” в поэтическом дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 8-2 (38).
  4. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун-та им. Г. Р. Державина, 2002.
  5. Грязнова А. Т. Вербально-образная картина мира русских нереалистических художественных текстов: автореф. дисс. … д. филол. н. М., 2023.
  6. Егорова П. А. Адаптивные функции мечты и процесса мечтания: дисс. … к. психол. н. М., 2023.
  7. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.
  8. Кокора Ю. В. Когнитивно-прагматические и лингвокультурологические особенности формирования концептов «Мечта» / «Traum» в немецкой и русской поэтических картинах мира: автореф. дисс. … к. филол. н. Майкоп, 2024.
  9. Ломоносова Ю. Е., Копытина Н. Н., Щербинин А. Ю. Образный компонент в структуре концепта (на материале французского языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 4.
  10. Мулюкова Л. Ф. «Мечта» и ее взаимоотражение с родственными философскими понятиями // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 7 (156).
  11. Никифорова Е. Б. Смысловая эволюция концепта «Мечта» и его вербализация в русском языке (XIX-XXI вв.) // Вестник Самарского государственного университета. 2006. № 10/2 (50).
  12. Огнева Е. А. Концепты-доминанты как информативные конструкты текстовых миров: монография. М.: Эдитус, 2019.
  13. Омельченко Н. В. О значении мечты // Вестник Волгоградского государственного университета. 2006. № 5.
  14. Розов Н. С. Философия мечты // Studia Społeczne / Social Studies. 2014. № 1.
  15. Сергеев С. А. Особенности объективации концепта мечта в русской языковой картине мира: автореф. дисс. … к. филол. н. Кемерово, 2005.
  16. Стерледева Т. Д. К вопросу о сущности и структуре мечты // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 6-2 (12).
  17. Стернин И. А., Розенфельд М. Я. Слово и образ: монография / под ред. И. А. Стернина. Воронеж: Истоки, 2008.
  18. Телия В. Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Языки русской культуры, 1996.
  19. Титова Т. А. Антропоморфизм как способ освоения действительности: социально-философский анализ: автореф. дисс. … к. филос. н. Казань, 2013.
  20. Яшина К. И. Локальные тексты в творчестве Беллы Ахмадулиной: дисс. … к. филол. н. Н. Новгород, 2021.

Информация об авторах

Меньшикова Екатерина Евгеньевна

к. филол. н., доц.

Байкальский государственный университет, г. Иркутск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 30 декабря 2024.
  • Опубликована: 11 февраля 2025.

Ключевые слова

  • рекламный туристический нарратив
  • образ-концепт МЕЧТА
  • мотивирующие признаки концепта МЕЧТА
  • образные признаки концепта МЕЧТА
  • мечта как модель потенциального события
  • advertising tourist narrative
  • image-concept DREAM
  • motivating features of the concept DREAM
  • figurative features of the concept DREAM
  • dream as a model of a potential event

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)