• Научная статья
  • 20 февраля 2025
  • Открытый доступ

Образ-символ «кошка/кот – хищник» в англоязычной литературе

Аннотация

Цель исследования – выявление лингвостилистических средств формирования анималистического образа-символа «кошка/кот – хищник» в англоязычной прозе и поэзии. В статье рассматривается одна из наиболее сложных категорий искусства – художественный образ в его анималистическом проявлении. Фокус внимания – на семействе кошачьих, представители которого фигурируют в анализируемых литературных произведениях, демонстрируя свое хищническое начало. Научная новизна исследования состоит в применении оригинальной классификации (с опорой на характер взаимоотношений кошек/котов с другими животными, людьми и сверхъестественным) при рассмотрении корпуса примеров, содержащих отсылки к образу-символу «кошка/кот – хищник» в англоязычных произведениях как прозаических, так и поэтических, часть из которых никогда ранее не изучалась. В результате исследования установлено, что любое животное в культуре являет собой более или менее целостный символ, воплощая определенную черту характера. «Кошка/кот – хищник» – наиболее древний образ-символ, который отражает упрямство кошек, их извечную любовь к свободе, стремление бросать вызов правилам. Для создания данного образа авторы чаще всего используют эпитеты с негативной коннотацией, глаголы движения, аллитерацию, гиперболу, параллелизм, а также слова из семантического поля «война». При помощи данных лингвостилистических средств рисуется яркий анималистический образ охотника, безжалостного к своим жертвам, своенравного и независимого.

Источники

  1. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык. М.: Флинта; Наука, 2002.
  2. Валгина Н. С. Теория текста. М.: Логос, 2003.
  3. Котова Е. Е. Анималистические экзотизмы в поэзии Н. Гумилева: образ жирафа // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2024. № 4 (57).
  4. Маршания К. М., Ушакова О. М. Литературная фелинофилия и анималистические ракурсы модерна (Т. Готье, Дж. Джойс, Т. С. Элиот) // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2021. Т. 7. № 1 (25).
  5. Николаев А. И. Основы литературоведения. Иваново: ЛИСТОС, 2011.
  6. Рудяков Н. А. Основы стилистического анализа художественного произведения. Кишинев, 1972.
  7. Солодилова И. А. Смысл художественного текста. Словесный образ как актуализатор смысла. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004.
  8. Сторожева А. А. Образ волка в степной анималистике Древней Руси: семантика и поэтика // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2023. № 3 (80).
  9. Тимофеева О. М., Соломатина А. А. Лингвокультурологический аспект изучения анималистической лексики (на материале английского и русского языков) // Поволжский педагогический вестник. 2022. Т. 10. № 4 (37).
  10. Шарапова Ю. В., Корж К. Ю. Возникновение образа-символа «кошка/кот – хищник – (жертва)» в лингвокультуре // Вопросы филологии и теории перевода: социокультурный аспект: сборник научных статей. Чебоксары, 2015.

Информация об авторах

Кудряшова Ксения Юрьевна

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Шарапова Юлия Викторовна

к. филол. н., доц.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 ноября 2024.
  • Опубликована: 20 февраля 2025.

Ключевые слова

  • художественный образ
  • анималистический образ-символ
  • англоязычная проза
  • англоязычная поэзия
  • образ-символ «кошка/кот – хищник»
  • artistic image
  • animalistic image-symbol
  • English-language prose
  • English-language poetry
  • image-symbol “cat – predator”

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)