• Научная статья
  • 24 февраля 2025
  • Открытый доступ

Трикстер в парадигме фотографического дискурса англоязычной прозы второй половины XIX – начала XXI века

Аннотация

Цель исследования – показать, как формировался и менялся образ фотографа-трикстера в произведениях, созданных англоязычными писателями второй половины XIX и начала XXI века. В работе проводится историко-литературный экскурс, позволяющий увидеть предпосылки для создания первых образов фотографов, обладающих трикстерскими чертами, и закономерности их последующего развития. Научная новизна исследования заключается в том, что в данной статье впервые в отечественном литературоведении рассмотрены образы фотографов-трикстеров и впервые представлено влияние культурно-эстетической парадигмы на формирование их репрезентативных особенностей. Трикстерские черты обнаружены в образе фотографа Викторианской эпохи в рассказе У. Роудса “Phases in the Life of John Pollexfenˮ (1876), где персонаж, стремясь к славе и благополучию, путем научного изобретения – цветной фотографии – прибегает к согласованному с жертвой ужасному и нечеловеческому эксперименту. В романе современной американской писательницы Сири Хустведт «Печали американца» (2008) представлен образ фотографа-вуайериста цифровой эпохи, в чьих руках коллажные фотоснимки становятся средством манипуляции, провокации и стеба над людьми. Его интенция направлена на создание мира симулякров как одной из базовых установок постмодернистской парадигмы. Полученные результаты показали, что в анализируемых произведениях авторы создают убедительные образы фотографов-трикстеров, созвучные определенным эпохам, обладающие особым типом поведения и характерными чертами, одной из которых является амбивалентность их натуры, сочетающая деструктивность и созидательность одновременно.

Источники

  1. Андрейчук К. Р. Трикстер в литературе шведского модернизма (на примере романа «Карлик» Пера Лагерквиста) // Studia Litterarum. 2019. Т. 4. № 1.
  2. Ильин И. П. Симулякр // Западное литературоведение ХХ века. Энциклопедия / гл. науч. ред. Е. А. Цурганова. М.: Intrada, 2004.
  3. Ковтун Н. В. Трикстер как герой нашего времени (на материале русской прозы второй половины ХХ – ХХI века): монография. М. – Красноярск: ФЛИНТА; Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2022.
  4. Кузнецов А. С. Архетип трикстера в публицистике и художественной прозе Г. Грасса: дисс. … к. филол. н. М., 2021.
  5. Липовецкий М. Теория трикстера // Зборник Матице српске за славистику. 2021. № 100.
  6. Рабинович В. С. Фауст // Рабинович В. С. Наедине с собой и людьми: литература в жизни и жизнь в литературе. Изд-е 2-е. Екатеринбург, 2019.
  7. Радин П. Трикстер: исследование мифов североамериканских индейцев / с комм. К. Г. Юнга и К. К. Кереньи. СПб.: Евразия, 1999.
  8. Самойлова В. Е. Проблема определения трикстера // Казанская наука. 2012. № 9.
  9. Тамарченко Н. Д. Трикстер // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008.
  10. Турышева О. Н. Трикстер как спаситель // Сибирский филологический форум. 2024. Т. 27. № 2.
  11. Чернявская Ю. В. Трикстер, или Путешествие в Хаос // Человек: иллюстрированный научно-популярный журнал. 2004. № 3.
  12. Frank М. С. Photographing Ghosts: Ancestral Reproduction and Daguerreotypiс Mimesis in Nathaniel Hawthorne’s The House of the Seven Gables // Litteraria Pragensia: Studies in Literature and Culture. 2007. Vol. 17. Iss. 34.
  13. Kazur B. The (Literary) Special Effect: (Inter)Mediality in the Contemporary US-American Novel and the Digital Age: PhD diss. Göttingen, 2018.
  14. Kember S. Virtual Anxiety: Photography, New Technologies and Subjectivity. Manchester – N. Y.: Manchester University Press, 1998.
  15. Mitchell W. J. The Reconfigured Eye: Visual Truth in the Post-Photographic Era. Cambridge: MIT Press, 1992.
  16. Wells L. Photography: A Critical Introduction. 6th ed. L.: Routledge, 2021.

Информация об авторах

Полуэктова Татьяна Анатольевна

к. филол. н., доц.

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 января 2025.
  • Опубликована: 24 февраля 2025.

Ключевые слова

  • персонаж-трикстер
  • фотограф-трикстер
  • фотограф-вуайерист
  • фотографический дискурс
  • рассказ “Phases in the Life of John Pollexfenˮ Уильяма Роудса
  • роман «Печали американца» Сири Хустведт
  • trickster character
  • trickster photographer
  • voyeur photographer
  • photographic discourse
  • short story “Phases in the Life of John Pollexfenˮ by William Rhodes
  • novel “The Sorrows of an Americanˮ by Siri Hustvedt

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)