Антропоцентрический аспект асимметрии языковых знаков в рекламном дискурсе
Аннотация
Статья посвящена описанию рекламных текстов и роли асимметрии языковых знаков в выполнении функций рекламного текста. В рассмотренных текстах рекламного дискурса нами были проанализированы такие языковые явления, как полисемия, фразеологизмы, омонимия и синонимия. Целью исследования является обоснование продуктивности воздействия асимметрии языковых знаков на реализацию коммуникативного эффекта в рекламной продукции. Научная новизна работы заключается в использовании функционально-прагматического подхода в изучении функционирования языка в рамках рекламной коммуникации, что позволило выявить специфику языка рекламы. В научный оборот введено понятие приемов актуализации асимметрии языковых знаков. Выявлены особенности употребления фразеологизмов, полисемии, омонимии, синонимии в рекламной сфере конкретной категории продуктов в прагмалингвистическом аспекте. В работе впервые дан анализ рекламного текста с позиций прагматического и семиотического подходов. В результате были выделены приемы актуализации асимметрии: использование языкового контекста, креолизация текста, обращение к стереотипам, отсылка к актуальным приметам и фактам действительности; было доказано воздействие языковых знаков на удачную или неудачную самопрезентацию рекламы: отмечены как достоинства, так и недостатки использования асимметрии языковых знаков в рекламных текстах.
Источники
- Амири Л. П. Омонимия как один из полюсов на шкале неоднозначности языковой игры в рекламе // Вестник славянских культур. 2015. № 1 (35).
- Голубева Н. А. От софизма к реализму в гуманитарно-научном дискурсе (на примере категории прецедентности) // Эволюция и трансформация дискурсов: сборник научных статей. Самара: Центр периодических изданий, 2021. Вып. 6.
- Захаров Р. И. Контекстно-семантические преобразования языковых средств на примере рекламного текста // Современные методы и инновации в науке: сборник статей XXI международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 23 августа 2023 г.). СПб: Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2023.
- Земская Е. А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца XX столетия (1985-1995): коллективная монография. М.: Языки русской культуры, 1996.
- Карасик В. И. Самопрезентация в рекламном дискурсе // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2015. № 4 (20).
- Карцевский С. О. Об асимметричном дуализме лингвистического знака // Звегинцев В. А. История языкознания XIX-XX вв. в очерках и извлечениях: в 2 ч. М.: Просвещение, 1965. Ч. 2.
- Козлова Т. А. Семантический перенос и асимметрия языкового знака // Аномалия в языке, гармония в речи: сборник научных статей. Мн.: Минский государственный лингвистический университет; Белорусский государственный университет, 2023.
- Пирогова Ю. К., Баранов А. Н., Паршин П. Б. Рекламный текст: семиотика и лингвистика: монография. М.: Изд. дом Гребенникова, 2000.
- Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. М.: Айрис-пресс, 2007.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 18 января 2025.
- Опубликована: 26 февраля 2025.
Ключевые слова
- рекламный текст
- рекламный дискурс
- реализация коммуникативного эффекта
- асимметрия языковых знаков
- самопрезентация рекламы
- advertising text
- advertising discourse
- realization of the communicative effect
- asymmetry of linguistic signs
- self-presentation of advertising
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»