Слова с корнем -театр- как ядро концептуального поля ТЕАТР в русской обыденной языковой картине мира ХХ века (на примере прозы Майи Ганиной)
Аннотация
Цель исследования – выявление специфики лексического окружения слов с корнем -театр- в обыденном дискурсе середины ХХ века (на материале художественной прозы сценариста и писательницы Майи Анатольевны Ганиной). В статье рассматривается связь лексических единиц с концептом ТЕАТР на основании лексической сочетаемости как инструмента формирования номинативного и аксиологического полей концепта. Анализируется словоупотребление единиц с корнем -театр- в словосочетаниях, образуемых в зависимости от выражения обыденной зрительской либо профессиональной картины мира типичного героя реалистической прозы ХХ века. Научная новизна работы состоит в том, что концепт ТЕАТР рассматривается на основании компонентов обыденной артистической картины мира через актуализирующую их призму художественной образности, выявляются свойственные им мировоззренческие доминанты. В результате исследования установлено, что лексическая сочетаемость устойчиво определяет концептуальное значение: в профессиональной картине мира предстает как особого типа реальность, место работы, средство самореализации и духовного движения актера, в то время как в обыденной картине мира зрителя является социальным символом культурной жизни, к которой приобщается человек, а также выступает как ирреальность, надмирность, в широком смысле слова метафора притворства в образной парадигме («жизнь» − «театр»).
Источники
- Антология концептов / под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. Волгоград: Парадигма, 2007. Т. 6.
- Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. № 1.
- Берендеева М. С. Репрезентация индивидуально-авторской картины мира кинорежиссера Андрея Тарковского в рассказе «Белый день» // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «История, филология». 2020. Т. 19. № 2.
- Жукова Е. А. Концепт «Добро» в пословицах и поговорках «Азбуки» Л. Н. Толстого // Информационный потенциал слова и фразеологизма: сб. науч. статей. Орел, 2005.
- Кондратьева Т. С. Индивидуально-авторская картина мира: особенности исследования в контексте антропоцентрической парадигмы // Когнитивно-дискурсивное пространство в современном гуманитарном знании. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2024.
- Кощеев Д. А. Концептуально-теоретический анализ: история, подходы, методики. М.: ИНФРА-М, 2024.
- Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: от теории словесности к структуре текста / под общ. ред. В. П. Нерознака. М.: Академия, 1997.
- Маслова В. А. Индивидуально-авторская картина мира: концептуальный подход. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та, 2023.
- Минасян В. А. Интерпретация авторской картины мира с помощью концепта // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. Н. Новгород: ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2020.
- Митриев И. М. Концепт «театр» в когнитивном аспекте // Культура и время перемен. 2022. № 3 (38).
- Мухин М. Ю. Авторская лексическая синтагматика в системном представлении // Филологический класс. 2021. Т. 26. № 2.
- Мухин М. Ю. Авторская сочетаемость слов в романах И. А. Гончарова: сопоставительная стилометрия // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020. Т. 26. № 4.
- Нахимова Е. А. Идеологема СТАЛИН в современной массовой коммуникации // Политическая лингвистика. 2011. № 2 (36).
- Петрова А. Б. Значение лексической сочетаемости и метафоры в современной лингвистике // Время научного прогресса: сборник научных трудов по материалам XVII международной конференции. Волгоград: Научное обозрение, 2024.
- Тарасов Е. Ф. Профессиональная картина мира. Методология. Варианты. Практика. М.: Агентство социально-гуманитарных технологий, 2020.
- Хомяков Е. А. Концепты «Правда» и «Истина» в лексической номинации // Язык и мышление: психологический и лингвистический аспекты: материалы 5-ой всероссийской научной конференции. М.: Пенза, 2005.
- Хроленко А. Т. Основы лингвокультурологии. М.: Флинта; Наука, 2004.
- Хуан С. Концепт театр в индивидуально-авторской картине мира М. Плисецкой // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. № 4 (222).
- Чанчина А. В. Полевые исследования языковой картины мира. М.: Флинта, 2020.
- Чернейко Л. О. Понятия «проекция» и «проективный смысл» в терминосистеме когнитивной лингвистики // Критика и семиотика. 2019. № 2.
- Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика. М.: Просвещение, 1977.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 2 февраля 2025.
- Опубликована: 10 марта 2025.
Ключевые слова
- концепт ТЕАТР
- слова с корнем -театр-
- Майя Ганина
- лексическая сочетаемость
- обыденная (бытовая) картина мира
- THEATRE concept
- words with the root -театр-
- Maya Ganina
- collocability
- everyday life worldview
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»