• Научная статья
  • 10 марта 2025
  • Открытый доступ

Система упражнений и заданий для развития лексических навыков и умений на занятиях по иностранному языку в группах обучающихся порогового уровня (B1) нелингвистического профиля в вузе

Аннотация

Цель данного исследования состоит в создании системы упражнений и заданий для последовательного развития лексических навыков и лексических умений обучающихся порогового уровня (В1) нелингвистического профиля в вузе с учетом дидактических, методических и частнометодических принципов. В статье были изучены характеристики порогового уровня владения английским языком (B1) с точки зрения лексического аспекта, которые подтвердили значимость развития лексической компетенции как неотъемлемой составляющей иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в вузе. Автор рассматривает этапы формирования лексических навыков и умений, предлагает распределение упражнений и заданий, исходя из возможности их использования в качестве языковых, условно-речевых и речевых для последующего создания системы целенаправленного и поступательного развития лексических навыков и умений у обучающихся порогового уровня (B1), что определяет новизну исследования. В результате проведенного анализа была представлена система лексических упражнений и заданий, которые нацелены на повышение эффективности усвоения лексических единиц обучающимися на занятиях по иностранному языку на неязыковом факультете.

Источники

  1. Авраменко А. П. Индивидуализация процесса формирования иноязычной лексической компетенции на основе микрообучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 184.
  2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.
  3. Боронихина И. О., Бочкарева Т. С., Варфоломеева Н. С., Клюева Е. В., Алексеева М. Н. Формирование профессионально-ориентированной лексической компетенции у студентов неязыкового вуза // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2024. № 5.
  4. Вохмина Л. Л. Классификация/номинация упражнений по их месту в процессе овладения устной иноязычной речью как современная методическая проблема // Русский язык за рубежом. 2023. № 3 (298).
  5. Вохмина Л. Л., Куваева А. С., Хавронина С. А. Система упражнений по обучению устной иноязычной речи: теория и практика (на примере русского языка как иностранного). СПб.: Златоуст, 2020.
  6. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учеб. пособие. Изд-е 2-е., испр. М.: Академия, 2005.
  7. Гузова А. В., Савицкая Н. В. Технология формирования лексической компетенции на основе аутентичных текстов по специальности // Педагогика и просвещение. 2020. № 1.
  8. Завьялова В. В., Прадун А. В. Комплекс упражнений для формирования речевых лексических навыков учащихся с использованием опор на основе типов восприятия // Наука – практике: материалы III международной научно-практической конференции (г. Барановичи, 19 мая 2022 г.): в 3 ч. Барановичи: Барановичский государственный университет, 2022. Ч. 1.
  9. Маринская А. П., Рубцова А. В. Концептуально-методологические основы совершенствования иноязычной лексической компетенции на основе самообразовательной деятельности студентов технических вузов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 11.
  10. Маркова Е. М. Система условно-речевых упражнений в аспекте коммуникативной методики Е. И. Пассова // Научное наследие Е. И. Пассова в контексте развития иноязычного образования: материалы международной научной конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения Е. И. Пассова (Липецк, 01-02 декабря 2020 г.). Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2020.
  11. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учеб. пособие для студентов педагогических колледжей / ред. и сост.: В. М. Филатов. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  12. Мусаелян И. Ф. Понятие «система упражнений» и попытки ее усовершенствования в методике преподавания иностранных языков // Современное педагогическое образование. 2020. № 4.
  13. Письменный Е. В., Подповетная Ю. В., Михайлова С. В. Цифровая трансформация образовательного пространства современного университета на примере обучения иноязычной лексике в неязыковом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 5 (102).
  14. Пуляевская М. А., Миронова А. И. Методические приемы обучения лексике в вузе // Вопросы педагогики. 2021. № 11-2.
  15. Хамова С. Н. Обучение профессионально-ориентированной лексике студентов-бакалавров нелингвистических направлений с различным уровнем владения иностранным языком // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 1А.
  16. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учеб. пособие. Изд-е 2-е, дораб. М.: Просвещение, 1986.
  17. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment: Companion Volume. Strasbourg: Council of Europe Publishing, 2020.

Информация об авторах

Шмараева Анастасия Александровна

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 февраля 2025.
  • Опубликована: 10 марта 2025.

Ключевые слова

  • обучение лексике
  • лексическая компетенция
  • лексические навыки и умения
  • система упражнений
  • неязыковой факультет
  • vocabulary instruction
  • lexical competence
  • lexical skills and abilities
  • system of exercises
  • non-linguistic faculty

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)