• Научная статья
  • 17 марта 2025
  • Открытый доступ

Повесть «Гробовщик» А. С. Пушкина в творческом восприятии Олимпа Бхели-Куэнума

Аннотация

Статья посвящена исследованию рецепции произведений А. С. Пушкина бенинским писателем О. Бхели-Куэнумом, а также анализу влияния творчества русского классика на литературное наследие африканского автора. Особое внимание уделяется повести «Гробовщик», которая рассматривается как отправная точка восприятия Пушкина О. Бхели-Куэнумом. Цель исследования заключается в выявлении специфики рецепции произведений Пушкина бенинским писателем. В качестве материала привлечены автобиографические свидетельства самого О. Бхели-Куэнума. Научная новизна работы состоит в том, что впервые системно исследуются особенности восприятия творчества А. С. Пушкина О. Бхели-Куэнумом. В результате исследования выявлено, что, во-первых, знакомство О. Бхели-Куэнума с творчеством Пушкина начинается с чтения повести «Гробовщик» в журнале “Lectures européennes” («Европейские чтения»), инициированного его отцом, который и оказал существенное влияние на формирование мировоззрения и художественного метода бенинского писателя. Во-вторых, показаны тематические и стилистические параллели между произведениями Пушкина и творчеством О. Бхели-Куэнума, созданным в русле сюрреализма.

Источники

  1. Бочаров С. Г. О художественных мирах. М.: Сов. Россия, 1985.
  2. Быкова М. Ф. Александр Пушкин: о философском значении его литературного творчества // Российские философские исследования. 2019. Т. 57. № 3.
  3. Дарвин М. Н., Тюпа В. И. Циклизация в творчестве Пушкина: опыт изучения поэтики конвергентного создания. Новосибирск: Наука, 2001.
  4. Квантре В. Б., Зумбулидзе И. Г. Текст и нетекстовая реальность по повести А. Пушкина «Гробовщик» // Science Time. 2015. Вып. 2.
  5. Лотман Ю. М. А. С. Пушкин: биография писателя. М., 1983.
  6. Хализев В. Е., Шешунова С. В. Цикл А. С. Пушкина «Повести Белкина». М.: Высшая школа, 1989.
  7. Широкова М. А. «Национальные» и «глобальные» перспективы в творчестве Александра Сергеевича Пушкина // Журнал исследований истории, культуры и искусства. 2019. Т. 8. № 4.
  8. Шмид В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении. «Повести Белкина». СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996.
  9. Bhêly-Quenum O. L’écrivain béninois et son pays // Monde diplomatique. 1981. https://www.monde-diplomatique.fr/1981/08/BHELY_QUENUM/36311
  10. Bhêly-Quenum O. Pouchkine et le conte africaine // Pouchkine et le monde noir. P.: Edition Présence Africaine, 1999.
  11. Gnammankou D. Pouchkine et le monde noir. P.: Edition Présence Africaine, 1999.
  12. Go I. Poétique et esthétique magiques. Ouagadougou: Harmattan Burkina, 2014.
  13. Iréne A. A., Raymond Gn. H. Olympe Bhêly-Quenum écrivain rebelle et visionnaire. P.: Harmattan, 2014.
  14. Iser W. L’acte de lecture, Théorie de l’effet esthétique / traduit de l’allemand par E. Szycer. Deuxième édition. Bruxelles: P. Mardaga, 1976.
  15. Jauss H. R. Pour une esthétique de la réception / trad. C. Maillard. P.: Gallimard, 1978.
  16. Sawadogo I. “Le veilleur de nuit”: une nouvelle magique de transgression // RA2LC. 2023. № 6. Vol. 2.
  17. Sawadogo I. Les fonctions des récits magiques d’Olympe Bhêly-Quenum. Thèse de doctorat unique. Ouagadougou: Université Joseph Ki-Zerbo, 2014.
  18. Quenum A. Récit initiatique et expression mystique chez Olympe Bhêly-Quenum. Le surnaturel dans le récit africain. Thèse de doctorat. Allemagne: Presse universitaire, 2012.

Информация об авторах

Ибрахима Гай

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 февраля 2025.
  • Опубликована: 17 марта 2025.

Ключевые слова

  • О. Бхели-Куэнум
  • цикл «Повести Белкина» А. С. Пушкина
  • мифопоэтика
  • притчево-анекдотическая структура
  • франкофонная литература Африки
  • рецепция русской литературы
  • O. Bhêly-Quenum
  • cycle "The Tales of Belkin" by A. S. Pushkin
  • mythopoetics
  • parable-anecdotal structure
  • Francophone African literature
  • reception of Russian literature

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)