Головной убор как элемент лингвокультурного кода нации (на материале русского и чувашского языков)
Аннотация
Цель исследования – выявление особенностей репрезентации «одежного» кода в русской и чувашской лингвокультурах путем сопоставительного семантического анализа русских и чувашских лексем и фразеологических оборотов, составляющих лексико-семантическую группу «головные уборы». В рамках данной группы были проанализированы лексемы «шапка» (чув. çĕлĕк), «шляпа» (чув. шлепке), «колпак» (чув. калпак), «платок» (чув. тутăр). Отдельно рассмотрен интерпретационный потенциал лексем, называющих традиционно чувашские головные уборы (тухъя, хушпу). Научная новизна исследования состоит в том, что в нем в результате семантического анализа языкового материала выявлены как универсальные черты языковой реализации головных уборов, так и национально-специфические особенности, обусловленные различием русской и чувашской культур. В результате исследования было установлено, что головные уборы, занимая важнейшее место в материальной культуре русского и чувашского народов, играют решающую роль в передаче национально обусловленных культурных смыслов и представлений. Эмоционально-оценочная интерпретация рассмотренных лексем определяется аксиологическими установками народов и получает различное метафорическое наполнение в рамках исследуемых лингвокультур.
Источники
- Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику. Тамбов: Издательский дом «ТГУ им. Г. Р. Державина», 2014.
- Борисова Л. В., Иванова А. М., Чуева Э. В. Концептуальная оппозиция «правда – ложь» в чувашской и русской языковых картинах мира // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. Вып. 7. https://doi.org/10.30853/phil20240358
- Борисова Л. В., Иванова А. М., Чуева Э. В. Репрезентация кластера «одежда» в русской и чувашской языковых картинах мира // Вопросы когнитивной лингвистики. 2023. № 2. https://doi.org/10.20916/1812-3228-2023-2-92-100
- Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.
- Ковшова М. Л. Семантика головного убора в культуре и языке. Костюмный код культуры. М.: Гнозис, 2015.
- Корнилов О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М.: ЧеРо, 2003.
- Кузьминова И. А., Фомина О. А. Лингвокультурологический аспект изучения номинаций головных уборов // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 98. № 3. https://doi.org/10.18522/2070-1403-2023-97-2-72-76
- Милова Н. В. Семантическое поле «костюм» в культурологическом пространстве русского языка: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2009.
- Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика: монография. Воронеж: Истоки, 2007.
- Сокур Е. А., Архипова И. В. Особенности лингвокультурного концепта «одежда» в русском языке // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2. Филология и искусствоведение. 2019. № 4 (247).
- Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. М.: Академический Проект, 2004.
- Тихомирова А. В. Ассоциативно-деривационная и фразеологическая семантика наименований одежды в русской языковой традиции: автореф. дисс. … к. филол. н. Екатеринбург, 2013.
- Трубаева М. Н. Названия женских головных уборов // Поливановские чтения. 2020. № 14.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 6 февраля 2025.
- Опубликована: 17 марта 2025.
Ключевые слова
- головной убор
- лингвокультурный код
- национально-культурные особенности
- репрезентация «одежного» кода
- языковая картина мира
- headwear
- linguocultural code
- national-cultural peculiarities
- representation of the "clothing" code
- linguistic worldview
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»