• Научная статья
  • 19 марта 2025
  • Открытый доступ

Аббревиатуры в англоязычном рекламном дискурсе: синтаксическо-семантический аспект

Аннотация

Цель исследования – выявить структурно-семантическое своеобразие аббревиатур в англоязычном рекламном дискурсе. Автор уточняет значение термина «аббревиатура», выделяет на основе структурной классификации три основные группы аббревиатур изучаемой предметной области, которые подвергаются дальнейшей детализации в ходе исследования. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые был проведен комплексный анализ аббревиатур английского рекламного дискурса, что позволило выявить и описать продуктивные структурные модели их образования и определить особенности их семантического наполнения. В результате исследования установлено преобладание в языке рекламы трехкомпонентных инициальных буквенных аббревиатур, образованных на основе структурных моделей с базовым субстантивным компонентом. Также отмечаются достаточно широкая распространенность апокопических сокращений слогового типа и стяжений и невысокая представленность сложнослоговых аббревиатур (преимущественно собственно слоговых и сращений) в рекламном дискурсе. Выявленные аббревиатуры обозначают предметы и объекты в сфере рекламы, а богатое и емкое в плане выражения семантическое наполнение изученных аббревиатур сочетается с сжатой формой выражения, что делает их удобным средством языковой компрессии.

Источники

  1. Арнольд И. В. Лексикология современного английского языка. М.: Флинта; Наука, 2012.
  2. Бабенкова Е. А., Арюшкина И. Г. Структурные параметры акронимов в англоязычном экономическом дискурсе // Вестник Марийского государственного университета. 2024. Т. 18. № 1.
  3. Баринова С. О. Слоговые и сложнослоговые английские сокращения, используемые в сети Интернет // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 67.
  4. Белякова О. В. Компрессивное словообразование в англоязычном юридическом дискурсе: структурно-семантические характеристики языковых единиц // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. Вып. 3. https://doi.org/10.30853/phil20240099
  5. Белякова О. В. Структурно-семантические характеристики сложных слов в юридическом дискурсе (на материале английского языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. Вып. 6. https://doi.org/10.30853/phil20230309
  6. Воронина Е. Б. Словообразовательные и синтаксические особенности рекламных текстов в русском и английском языках: автореф. дисс. … к. филол. н. Казань, 2011.
  7. Глухов Г. В. Языковая компрессия на уровне словообразования в английском экономическом дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. Вып. 7. https://doi.org/10.30853/phil20240357
  8. Дудникова Л. В., Медведева М. С. Аббревиатуры в современном англо- и франкоязычном масс-медийном дискурсе // Вестник Удмуртского университета. 2023. Т. 33. Вып. 6.
  9. Дьякова Е. Ю. Средства языковой компрессии торговых наименований в рекламном дискурсе сферы образовательных услуг // Вестник МГУ. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2010. № 1.
  10. Дюжикова Е. А. Аббревиация сравнительно со словосложением (на материале современного английского языка): автореф. дисс. … д. филол. н. М., 1997.
  11. Елдышев А. Н. Строение и мотивированность сокращенных слов (к проблеме взаимодействия формально-содержательных признаков в слове): дисс. … к. филол. н. М., 1984.
  12. Ибраева А. Ф. Блендинг как продуктивный способ словообразования в англоязычных чат-коммуникациях // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. Вып. 9. https://doi.org/10.30853/phil210431
  13. Кострубина С. А., Прокопьева А. Е. Структурные типы сокращений английских и русских компьютерных терминов: сопоставительный аспект // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 2.
  14. Кубрякова Е. С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. М.: Наука, 1981.
  15. Матвеева Н. В. Лексические сокращения в англоязычных текстах интернет-пространства // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2021. Вып. 7. № 1.
  16. Матвеева Т. В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  17. Миньяр-Белоручева А. П., Сергиенко П. И. Особенности перевода аббревиатур в PR-дискурсе // Вестник Московского университета. Серия 22. Теория перевода. 2022. № 1.
  18. Молчанова Л. В., Зубова Л. Ю. Явление аббревиации в сопоставительном аспекте // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 2.
  19. Соловьева Н. С., Катермина В. В. Аббревиатуры в интернет-СМИ: актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 3.
  20. Шагланова Е. А., Бадмаева Е. С., Чепак О. А. Особенности терминологической аббревиации в английском научно-техническом тексте // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 6. https://doi.org/10.30853/phil20220349
  21. Шокина А. Б. Языковая компрессия в рекламном тексте: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2008.
  22. Ярмашевич М. А. Аббревиация в современных европейских языках: структурный, семантический и функциональный аспекты: автореф. дисс. … к. филол. н. Саратов, 2004.

Информация об авторах

Глухов Геннадий Васильевич

к. филол. н., д. пед. н., проф.

Самарский государственный экономический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 февраля 2025.
  • Опубликована: 19 марта 2025.

Ключевые слова

  • структурно-семантические особенности английских аббревиатур
  • англоязычный рекламный дискурс
  • языковая компрессия
  • структурные модели образования аббревиатур
  • сокращения
  • structural-semantic features of English abbreviations
  • English advertising discourse
  • linguistic compression
  • structural models of abbreviation formation
  • abbreviations

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)