• Научная статья
  • 26 марта 2025
  • Открытый доступ

Прецедентные имена собственные как средство реализации иронии в современной массовой коммуникации

Аннотация

Цель данного исследования – определение роли прецедентных имен собственных как эффективного средства реализации иронии в современной массовой коммуникации. Полученные результаты показали, что в текстах массовой коммуникации последних тридцати лет иронический эффект достигается за счет семантической трансформации прецедентного имени (переосмысления эталонного признака), сопровождаемой графической трансформацией (заменой прописной буквы на строчную и наличием кавычек). Процесс переосмысления проходит в несколько этапов на протяжении всего рассматриваемого периода, в результате развивается многозначность прецедентного имени и формируются значения, противоположные в эмоционально-оценочном плане. Выделяются типовые синтаксические конструкции и интенсификаторы иронического значения: восклицания, риторические вопросы, устойчивые сочетания прецедентного имени с местоимениями и частицами. Научная новизна проведенного исследования заключается в выявлении способов реализации иронии, локализованной в прецедентном имени собственном, и установлении происходящих при этом семантических и графических трансформаций прецедентного имени, которое ранее отдельно не рассматривалось как ироническая номинация в массовой коммуникации.

Источники

  1. Горностаева А. А. Социокультурные и лингводискурсивные характеристики иронии // Litera. 2024. № 3.
  2. Ермакова О. П. Ирония и ее роль в жизни языка. Изд-е 4-е, стер. М.: Флинта, 2022.
  3. Зверева Е. А., Кочкина Е. Л., Дрожжина А. А. От иронии к постиронии: средства выражения «новой искренности» в журналах «Правила жизни» и «The New Yorker» // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2024. Т. 23. № 2.
  4. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.
  5. Клушина Н. И. Мультимедиальный код языка и его роль в политической лингвистике // Политическая лингвистика. 2020. № 6 (84).
  6. Крюкова И. В. Аксиологическая коннотация имени собственного // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 10. https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.10.57
  7. Кудрявцев А. А. Ирония и ее роль в политической коммуникации (на материале британского телевизионного сериала “Yes, Minister!”) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. Вып. 5. https://doi.org/10.30853/phil20240232
  8. Кустова Г. И. Дательный падеж: материалы для проекта корпусного описания русской грамматики. 2012. https://rusgram.ru/Дательный_падеж
  9. Нахимова Е. А. Использование корпусной методологии при сопоставительном изучении прецедентных имен // Политическая лингвистика. 2013. № 3 (45).
  10. Нахимова Е. А. Прецедентные онимы в современной российской массовой коммуникации: теория и методика когнитивно-дискурсивного исследования: монография. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2011.
  11. Радбиль Т. Б. Наведенная оценочность как объект лингвокультурологического изучения: опыт корпусного анализа интернет-медиа // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6. Языкознание. 2023. № 3.
  12. Солганик Г. Я., Клушина Н. И. Публицистический стиль, или газетно-публицистический стиль, или стиль массовой коммуникации // Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник / под ред. А. П. Сковородникова. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014.
  13. Шилихина К. М. Семантика и прагматика вербальной иронии: монография. Воронеж: Наука-Юнипресс, 2014.
  14. Шилихина К. М. Современные теории иронии // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 1.
  15. Alba-Juez L. Irony as inferred contradiction // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2014. № 4.
  16. Attardo S. Irony as Relevant Inappropriateness // Irony in Language and Thought: A Cognitive Science Reader / ed. by R. W. Gibbs Jr, H. L. Colston. N. Y.: Lawrence Erlbaum Associates, 2007.
  17. Hutcheon L. Irony’s Edge. The Theory and Politics of Irony. N. Y.: Routledge, 2005.
  18. Motschenbacher H. Corpus Linguistic Onomastics: A Plea for a Corpus Based Investigation of Names // Names (A Journal of Onomastics). 2020. Vol. 68. Iss. 2.

Информация об авторах

Крюкова Ирина Васильевна

д. филол. н., проф.

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 февраля 2025.
  • Опубликована: 26 марта 2025.

Ключевые слова

  • ирония
  • прецедентное имя
  • семантическая трансформация
  • графическая трансформация
  • интенсификаторы иронии
  • irony
  • precedent name
  • semantic transformation
  • graphic transformation
  • irony intensifiers

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)