Лингвистические средства и приемы привлечения внимания читателей в прогностических текстах (на примере немецких пресс-гороскопов)
Аннотация
Данная статья посвящена описанию средств и способов речевого воздействия в астрологических текстах. Цель работы – выявление лингвистических средств и способов аттрактивности в немецких пресс-гороскопах. Научная новизна исследования заключается в том, что оно позволяет обнаружить конкретные языковые средства и способы, оказывающие прагматическое воздействие на адресата в немецких гороскопах. Это способствует не только более полному раскрытию прагматической специфики прогностического жанра, но и точному определению характеристик, типичных для гороскопа как прогностического текста. В результате было выявлено, что привлечение внимания адресата к текстовому содержанию в немецких астрологических сообщениях и, как следствие, манипулирование его поведением осуществляются за счет использования языковых средств разного уровня (лексические, синтаксические, графические). Все установленные средства актуализируют аттрактивность в рассматриваемых текстах за счет своих функционально-экспрессивных особенностей. К лексическим средствам выразительности относятся, прежде всего, слова с эмоционально-оценочной семантикой. Синтаксические средства, такие как изменение структуры предложения, приемы акцентирования, парентетические внесения, также обладают способностью оказывать фасцинирующее воздействие на реципиента. Кроме того, дополнительным способом, усиливающим и удерживающим внимание читателя, однозначно является графическое оформление текстов пресс-гороскопов (использование различных видов шрифтов, пунктуационных знаков и прочих графемных маркеров).
Источники
- Бейм В. В. Языковые средства выражения проспекции в текстах немецких гороскопов // Текст – дискурс – культура: мат-лы междунар. науч. конф. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2023.
- Голоднов А. В. Персуазивность как универсальная стратегия текстообразования в риторическом метадискурсе (на материале немецкого языка): автореф. дисс. … д. филол. н. СПб., 2011.
- Катунин А. В. О некоторых видах манипулятивной аргументации и способах противодействия им // Полилог. 2020. Т. 4. № 4.
- Комлева Е. В. Апеллятивность в языке и речи // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2008. Т. 1. № 5 (19).
- Мубаракшина А. М. Дискурсивные особенности гороскопического текста // Филология и культура. 2021. № 4 (66).
- Рюкова А. Р., Филимонова Е. А. Языковые способы реализации персуазивности // Вестник Башкирского университета. 2016. Т. 21. № 2.
- Савельева Е. К. Гороскоп как элемент прогностического дискурса: переводческие решения // Современные стратегии и цифровые трансформации устойчивого развития общества, образования и науки: сб. материалов XI Междунар. науч.-практич. конф. (г. Санкт-Петербург, 25 августа 2023 г.). СПб.: АЛЕФ, 2023.
- Фадеева А. И. Функции парентетических конструкций в англоязычных научных текстах // Вестник Международного института рынка. 2018. № 1.
- Шагбанова Х. С. Языковые средства речевого манипулирования // Теории и проблемы политических исследований. 2020. Т. 9. № 5А.
- Bachmann-Stein A. Horoskope in der Presse. Ein Modell für holistische Textsortenanalysen und seine Anwendung. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2004.
- Bußmann H. Lexikon der Sprachwissenschaft. Stuttgart: Alfred Kröner Verlag, 2002.
- Cirko L. Dem Gesagten Relief geben // Engel U. Argumentieren. Sprechen im deutsch-polnischen Kontrast. Wrocław – Dresden: Atut; Neisse Verlag, 2013.
- Furthmann K. Die Sterne lügen nicht. Eine linguistische Analyse der Textsorte Pressehoroskop. Göttingen: V & R Unipress, 2006.
- Sandig B. Textstilistik des Deutschen. Berlin – N. Y.: De Gruyter, 2006.
- Schwitalla J. Gesprochenes Deutsch. Eine Einführung. Berlin: Erich Schmidt Verlag, 2012.
- Zifonun G., Hoffmann L., Strecker B. Grammatik der deutschen Sprache. Berlin – N. Y.: De Gruyter, 1997.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 6 марта 2025.
- Опубликована: 7 апреля 2025.
Ключевые слова
- речевое воздействие
- аттрактивность немецких пресс-гороскопов
- лингвистические средства
- прагматика прогностического жанра
- лексические средства выразительности
- синтаксические средства выразительности
- графическое оформление текстов
- speech influence
- attractiveness of German press horoscopes
- linguistic means
- pragmatics of the prognostic genre
- lexical means of expressiveness
- syntactic means of expressiveness
- graphic design of texts
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»