• Научная статья
  • 9 апреля 2025
  • Открытый доступ

Историческое время в романах Умберто Эко о Средневековье

Аннотация

Цель исследования – выявить особенности моделирования исторического времени в романах У. Эко «Имя розы» и «Баудолино». В статье историческое время в указанных произведениях исследуется в его взаимосвязи с мировоззренческими установками эпохи постмодернизма. Проанализированы ключевые характеристики постмодернистского исторического романа, в котором прошлое переплетается с современностью посредством интертекстуальности, а изображение минувшей эпохи дополняется рассуждениями о природе истории, которая подвергается ироничному переосмыслению. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые специфика исторического времени в романах У. Эко выявляется сквозь призму субъекта повествования. В результате исследования установлено, что в романе «Имя розы» моделирование исторического времени Средневековья достигается посредством темпоральной индивидуализации языка и сознания повествователя с помощью интертекстуальных связей, тогда как в романе «Баудолино» образ повествователя, прирожденного лжеца Баудолино, выдвигает на первый план ключевую для автора романа идею демонстрации иллюзорности Истории, в связи с чем историческое время предстает в одной из своих постмодернистских модификаций – историографическом времени. Полученные данные свидетельствуют, что в романах У. Эко о Средневековье проявляется субстанциональный для постмодернистской исторической прозы подход к моделированию исторического времени посредством реконструкции истории с точки зрения субъекта, введения фигуры ненадежного рассказчика, текстуализации сознания и др.

Источники

  1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Азбука-Аттикус, 2021.
  2. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000.
  3. Борисов Б. П. Постмодернизм. М. – Берлин: Директ-Медия, 2015.
  4. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972.
  5. Гуревич А. Я. Культура средневековья и историк конца XX века (фрагменты лекций) // История мировой культуры: наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: курс лекций / под ред. С. Д. Серебряного. 1998. http://cosa-nostra13.narod.ru/kultura/ gurevich_istorik_xx.html
  6. Ерохина Л. А. Категория автора в творчестве У. Эко: дисс. … к. филол. н. М., 2012.
  7. Затонский Д. Искусство романа и XX век. М.: Художественная литература, 1973.
  8. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998.
  9. Костюкович Е. От переводчика // Эко У. Баудолино: роман. М.: АСТ; Corpus, 2019.
  10. Лазарева Т. Г. Возвращение к роману о средневековье: Умберто Эко и Вальтер Скотт // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 87.
  11. Лазарева Т. Г. Историческое моделирование в романах Вальтера Скотта о средневековье // Мировая литература в контексте культуры. 2014. № 3 (9).
  12. Литвиненко Н. А. Французский исторический роман первой половины XIX века: эволюция жанра: дисс. … д. филол. н. М., 1999.
  13. Муштанова О. Ю. Средневековье как текст в романе У. Эко «Баудолино»: дисс. … к. филол. н. М., 2015.
  14. Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности. М., 2019.
  15. Райнеке Ю. С. Исторический роман постмодернизма и традиция жанра (Великобритания, Германия, Австрия): дисс. … к. филол. н. М., 2002.
  16. Рудковская И. Е. Персонифицированное время в историографической традиции позднего Просвещения // Диалог со временем. 2014. Вып. 47.
  17. Сироткин Ю. Л. Антропологическая природа хронотопа М. М. Бахтина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22. Вып. 3.
  18. Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура / отв. ред. Т. В. Цивьян. М., 1983.
  19. Хёйзинга Й. Осень Средневековья / сост., предисл. и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2016.
  20. Шутая Н. К. Время как модус личностного бытия героя // European Science. 2015. № 5 (6).
  21. Benvenuti G. Il romanzo neostorico italiano. Storia, memoria, narrazione. Roma: Carocci editore, 2019.
  22. Coletti T. Eco’s Middle Ages and the Historical Novel // New Essays on Umberto Eco / ed. by P. Bondanella. Cambridge: Cambridge University Press, 2009.
  23. Della Coletta C. Plotting the Past: Metamorphoses of Historical Narrative in Modern Italian Fiction. West Lafayette: Purdue University Press, 1996.
  24. Ganeri M. Postmodernismo // Storia dei Movimenti e delle Idee. Collana diretta da Alberto Cadioli. 1998. № 32.
  25. Gleen R. Presenting the past: The case of Il nome della rosa // The Italianist. 1997. Vol. 17. Iss. 1.
  26. Hutcheon L. A Poetics of Postmodernism. History, Theory, Fiction. N. Y. – L.: Routledge, 2004.
  27. Lukacs G. Der historische Roman. Berlin: Aufbau-Verlag, 1955.
  28. Schilling E. Der historische Roman seit der Postmoderne: Umberto Eco und die deutsche Literatur. Heidelberg: Winter, 2012.
  29. Smethurst P. The Postmodern Chronotope. Amsterdam – Atlanta: Rodopi, 2000.

Информация об авторах

Алборова Анжелика Сергеевна

Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 марта 2025.
  • Опубликована: 9 апреля 2025.

Ключевые слова

  • историческое время
  • Умберто Эко
  • историографическое время
  • Средневековье
  • образ повествователя
  • historical time
  • Umberto Eco
  • historiographical time
  • Middle Ages
  • image of the narrator

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)