• Научная статья
  • 10 апреля 2025
  • Открытый доступ

Зависимость параметров сложности и качества франкоязычного политического новостного текста со структурой «Перевернутая пирамида» от лексических единиц, репрезентирующих его макрофрейм

Аннотация

Цель исследования – определить зависимость показателей параметров оценки сложности и качества франкоязычного новостного текста со структурой “Inverted pyramid” (Перевернутая пирамида), ориентируемого на подростковую читательскую аудиторию, от частотности употребления в нем лексических единиц, формирующих как его макрофрейм, так и составляющие его фреймы. Научная новизна работы заключается в том, что с опорой на впервые примененные при изучении новостного текста методы анализа (когнитивно-дискурсивный и статистический) была определена зависимость между параметрами качества и сложности текста и его лексическим составом. В результате исследования было выявлено, что по индексу читабельности анализируемые франкоязычные новостные тексты в среднем соответствуют возрастной читательской аудитории, если она не младше 13 лет. Также если их показатель академической «тошноты» ниже 8,9%, то ключевые слова, формирующие макрофрейм новостного текста, будут менее частотными во всем тексте. Кроме этого, и уникальные слова будут образовывать меньшее количество фреймов, которые формируют макрофрейм. Данный факт может привести к проблеме восприятия новостной информации читателями 10-15 лет.

Источники

  1. Бобоха А. А., Иняшкин С. Г. Оценка читабельности учебников по русскому языку для начальной школы // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XХ Кирилло-Мефодиевские чтения: сборник трудов междунар. науч.-практ. конференции (в рамках Международного Кирилло-Мефодиевского фестиваля славянских языков и культур). М.: ГосИРЯ им. А. С. Пушкина, 2019.
  2. Варламов В. А. Математические методы оценки читабельности тестовых материалов // Современные научно-исследовательские решения в условиях технологических и цифровых новаций: сборник трудов XLI Всероссийской науч.-практ. конференции. Ростов н/Д: Южный университет (ИУБиП), 2021. Ч. I.
  3. Газизулина Л. Р. Сложность и читабельность как критерии оценки учебного текста при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1.
  4. Гончарова А. А. Может ли копирайтинг стать научной дисциплиной? // Язык и культура. 2015. № 23-24.
  5. Зиганшина Ч. Р., Вильданова Э. М., Мазаева Т. В., Айдарова А. М. Сложность учебного текста (на материале русскоязычных и англоязычных учебных текстов по физике) // Глобальный научный потенциал. 2020. № 12.
  6. Кисельников А. С. К проблеме характеристик текста: читабельность, понятность, сложность, трудность // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 11-2.
  7. Крохмальник А. Ю. Связь классической и академической «тошноты» и «водянистости» текста с его функциональным речевым стилем // Компьютерная лингвистика: научное направление и учебная дисциплина / отв. ред. В. И. Коваль. Гомель: Гомельский гос. ун-т им. Франциска Скорины, 2012. Вып. 2.
  8. Кушнерук С. Л. Дискурсивный мир информационно-психологической войны: репрезентационная структура по данным корпуса // Политическая лингвистика. 2020. № 5.
  9. Окладникова С. В. Модель комплексной оценки читабельности тестовых материалов // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2010. № 3.
  10. Петрова И. Ю., Окладникова С. В. Методика расчета базовых показателей читабельности тестовых материалов на основе экспертных оценок // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2009. № 3.
  11. Польникова Д. А. Читабельность массмедийного научного текста в аспекте теории // Журналистика, массовые коммуникации и медиа: взгляд молодых исследователей: сборник трудов Всероссийской (с междунар. участием) науч.-практ. конференции молодых исследователей, аспирантов и студентов. Белгород: ООО «Космос», 2022.
  12. Солнышкина М. И., Кисельников А. С. Параметры сложности экзаменационных текстов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2015. № 1.
  13. Суворова В. С. Читабельность материалов печатных изданий для разной возрастной аудитории // XLVII Огарёвские чтения: сборник трудов науч. конференции. Саранск: Национальный исследовательский Мордовский гос. ун-т им. Н. П. Огарёва, 2019. Ч. 3.
  14. Arfiyanti R., Syihabuddin M., Damaianti V. S., Anshori D. Construction of the language and the structure of news text in blog // International Conference on Language Phenomena in Multimodal Communication. 2018. Vol. 228.
  15. Crossley S. A., Skalicky S., Dascalu M. Moving beyond classic readability formulas: new methods and new models // Journal of Research in Reading. 2019. Vol. 42. № 3-4.
  16. Flesch R. A new readability yardstick // Journal of Applied Psychology. 1948. Vol. 32. № 3.
  17. Flesch R. Marks of readable style, a study in adult education. N. Y.: Bur. of Publ., Teachers Coll., Columbia Univ., 1943.
  18. Pottker H. News and its communicative quality: The inverted pyramid – When and why did it appear? // Journalism Studies. 2003. Vol. 4. № 4.
  19. Shishkova D. D. Lexical and syntactic peculiarities of an English newspaper article // Russian Linguistic Bulletin. 2015. № 3.

Информация об авторах

Вдовиченко Елизавета Анатольевна

к. филол. н.

Кемеровский государственный университет

Каменева Вероника Александровна

д. филол. н., проф.

Кемеровский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 марта 2025.
  • Опубликована: 10 апреля 2025.

Ключевые слова

  • франкоязычный новостной текст
  • политическая тематика текста
  • читатель подросткового возраста
  • сложность восприятия текста
  • лексический состав текста
  • French-language news text
  • political themes of the text
  • adolescent reader
  • complexity of text comprehension
  • lexical composition of the text

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)