• Научная статья
  • 17 апреля 2025
  • Открытый доступ

«Остров Харг» иранского писателя Джалала Але Ахмада: роль этнографического очерка в становлении антизападной позиции автора

Аннотация

Статья посвящена этнографическому очерку иранского писателя Джалала Але Ахмада «Остров Харг: уникальная жемчужина Персидского залива». Цель исследования – проследить связь между данной работой и становлением антизападной позиции ее автора, а также усилением антизападных тенденций в иранской литературе XX века. Научная новизна исследования заключается в том, что в ходе комплексного анализа данного очерка доказана его исключительно важная роль в формировании антизападной и антиколониальной позиции Але Ахмада, нашедшей позднее отображение в одной из наиболее известных его работ «Гарбзадеги» («Западничество»). В статье рассматриваются роль этнографических очерков в творчестве иранского писателя, идейный замысел и история создания очерка «Остров Харг», историко-этнографическая ценность заметок и, наконец, негативные аспекты быстрой индустриализации острова, вызвавшие яростную критику автора. Полученные результаты свидетельствуют о том, что очерк «Остров Харг», написанный в то время, когда на острове разворачивалось строительство нефтепровода, представляет собой не просто заметки автора этнографического характера, но в первую очередь «приговор» западному пути развития иранского общества, закрепляющему полуколониальный статус страны в системе международных отношений. Очерк окончательно формирует антизападную позицию автора, призывающего к радикальному пересмотру взаимоотношений Ирана и Запада ради сохранения иранской национально-культурной идентичности.

Источники

  1. Дёмин И. В. Человек техники: М. Хайдеггер и Ф. Г. Юнгер об экзистенциальном смысле техники // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8. № 1.
  2. Кляшторина В. Б. Иран 60-80-х годов: от культурного плюрализма к исламизации культурных ценностей. М.: Наука, 1990.
  3. Baraheni R. Safar-e Mesr va Jalal Al-e Ahmad va Felestin. Tehran: Diba, 1363/1984.
  4. Blanton C. Travel Writing. The Self and the World. N. Y.: Routledge, 2002.
  5. Clinton J. W. Al-e Ahmad, Jalal // Encyclopaedia Iranica. 1984. Vol. I. No. 7.
  6. Dabashi H. The Last Muslim Intellectual. The Life and Legacy of Jalal Al-e Ahmad. Edinburgh: University Press, 2021.
  7. Dabashi H. Theology of Discontent: The Ideological Foundation of the Islamic Revolution in Iran. N. Y.: New-York University Press, 2017.
  8. Dastgheyb A. Naqd-e Asar-e Jalal Al-e Ahmad. Tehran: Khane-ye Ketab, 1390/2011.
  9. Katouzian H. The Persians. Ancient, Medieval and Modern Iran. New Haven – L.: Yale University Press, 2009.
  10. Lolaki S. M. Diverging Approaches of Political Islamic Thought in Iran since the 1960s. Singapore: Palgrave Macmillan, 2020.
  11. Mirsepassi A. Mistaken Anti-modernity: Fardid after Fardid // Working Paper Series of the HCAS “Multiple Secularities – Beyond the West, Beyond Modernities”. Leipzig, 2019. No. 6.
  12. Naraqi E. Ghorbat-e Gharb. Tehran: Sepehr, 1354/1975.
  13. Wells R. Jalal Ale Ahmad. Writer and political activist: Thesis submitted to the University of Edinburgh for the Degree of Doctor of Philosophy in the Faculty of Arts. Edinburgh, 1982.

Информация об авторах

Штых Юлия Григорьевна

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 20 февраля 2025.
  • Опубликована: 17 апреля 2025.

Ключевые слова

  • Джалал Але Ахмад
  • западничество
  • остров Харг
  • этнографические заметки, этнокультурная идентичность
  • Jalal Ale Ahmad
  • Occidentosis
  • Kharg Island
  • ethnographic notes, ethnocultural identity

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)