• Научная статья
  • 22 апреля 2025
  • Открытый доступ

Постпандемийный образ ребенка в британском медиадискурсе (на примере The Guardian)

Аннотация

Цель исследования – расширение представлений о языковой картине постпандемийного мира, репрезентируемой в медиатекстах, через моделирование транслируемого в публикациях британских СМИ образа постковидного ребенка. В статье приведены результаты контент-анализа 46 публикаций газеты The Guardian за период с января 2023 года по декабрь 2024 года, в которых освещаются проблемы воспитания и образования детей. Определено, что медиаобраз ребенка представлен следующими ключевыми топиками: «посещаемость», «поведение», «возрастные ожидания», «ментальное здоровье», «перерыв в обучении», «особые потребности». Установлена структура рассматриваемого медиадискурса, в котором выделяются следующие субдискурсы: родительский, педагогический, детский, журналистский, юридический, статистический и дискурс власти, в том числе политический, которые различаются по степени представленности в них выделенных топиков. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые реконструируется образ постпандемийного ребенка в британских СМИ как междискурсивный феномен, возникающий на пересечении указанных субдискурсов.

Источники

  1. Байбатырова Н. М. Медиапортрет врача в эпоху пандемии коронавируса: опыт региональных СМИ // Меди@льманах. 2022. № 3 (110).
  2. Богомягкова Е. С. Социальные проблемы как дискурс: производство новых форм неравенства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2015. № 4.
  3. Горностаева Ю. А. Лексико-семантическое поле «коронавирус» как языковое средство манипуляции в американском политическом поляризованном дискурсе СМИ: дискурсивный и корпусный анализ // Культура и текст. 2021. № 2 (45).
  4. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления. М.: КДУ, Добросвет, 2020.
  5. Калинин О. И. Формирование медиаобраза болезни как способ борьбы с эпидемией (на материале китайских СМИ) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2021. № 10 (852).
  6. Карасик В. И., Слышкин Г. Г. Медийный дискурс как стимулятор истероидного и фобического поведения // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2023. № 3.
  7. Катермина В. В., Липириди С. Х. Лингвокультурный аспект новой лексики пандемии коронавируса // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. № 2.
  8. Клещенко Л. Л. Репрезентация образа детства в либеральных СМИ современной России // Комплексные исследования детства. 2019. Т. 1. № 4.
  9. Лосева Е. С., Фадеева Т. Ю. Образ ребенка в новостных публикациях СМИ // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 4 (42).
  10. Нагибина И. Г., Экзархова А. С. Медиаобраз США в китайских СМИ: стратегия дискредитации политического противника // Terra Linguistica. 2023. № 4.
  11. Пак Л. Е. Медиаобраз "Covid-19" в электронных периодических СМИ Великобритании // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. № 4 (37).
  12. Полонский А. В. Медиа – Дискурс – Концепт: опыт проблемного осмысления // Современный дискурс-анализ. 2012. № 1 (6).
  13. Семёнова А. В., Корсунская М. В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / под ред. В. А. Мансурова. М.: Институт социологии РАН, 2010.
  14. Чернявская В. Е. Дискурс как объект лингвистических исследований // Текст и дискурс. Проблемы экономического дискурса: cб. науч. ст. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
  15. Щербинина Ю. В. Педагогический дискурс: типическое и архетипическое // Наука и школа. 2010. № 2.
  16. Ягуфаров Р. А., Ань Л. Языковые средства формирования медиаобраза Джо Байдена в текстах англоязычных СМИ КНР // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 9 (123).
  17. Davies M. M., Mosdell N. The Representation of Children in the Media: Aspects of Agency and Literacy // The Politics of Childhood / eds. J. Goddard, S. McNamee, A. James. L.: Palgrave Macmillan, 2005.
  18. Dijk T. A. van. Social cognition, social power and social discourse // Text – Interdisciplinary Journal for the Study of Discourse. 1988. Vol. 8. № 1-2.
  19. Enkvist N. E. Discourse strategies and discourse types // Functional and Systemic Linguistics: Approaches and Uses / ed. by E. Ventola. Berlin: Mouton de Gruyter, 1991.
  20. Fairclough N. Critical discourse analysis: The critical study of language. L.: Longman, 1995.
  21. González H., Errasti-Ibarrondo B., Iraizoz-Iraizoz A., Choperena A. The image of nursing in the media: A scoping review // International Nursing Review. 2023. Vol. 70 (3).
  22. Hu X. China’s Image in the GCC Mainstream English Newspapers: A Corpus-Based Critical Discourse Analysis // Critical Arts. 2023. № 37 (6).
  23. Jørgensen M., Phillips L. J. Discourse Analysis as Theory and Method. L.: SAGE Publications Ltd., 2002.
  24. Korać N., Vranješević J. A roughly mapped terra incognita: image of the child in adult-oriented media contents // PSIHOLOGIJA. 2003. Vol. 36 (4).
  25. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. L.: Routledge, 1964.
  26. Schäfer M. S. News media images of climate change: Reviewing the research // Research Handbook on Communicating Climate Change / ed. by D. C. Holmes, L. M. Richardson. 2020. http://dx.doi.org/10.4337/9781789900408.00024

Информация об авторах

Рыжкова Елена Владимировна

к. филол. н.

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

Кокконен Елена Иогановна

к. психол. н., доц.

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 апреля 2025.
  • Опубликована: 22 апреля 2025.

Ключевые слова

  • медиаобраз ребенка
  • постковидный ребенок
  • британские СМИ
  • моделирование медиаобраза
  • междискурсивный феномен
  • media image of the child
  • post-COVID child
  • British media
  • modeling media image
  • interdiscursive phenomenon

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)