• Научная статья
  • 24 апреля 2025
  • Открытый доступ

Поэтика фотографии: возможные уровни «прочтения» (на материале современной англоязычной фотоэкфрастической прозы)

Аннотация

Цель исследования – определить возможные уровни «прочтения» фотографии, представленной в виде фотоэкфрасиса в художественном тексте. В статье фотография рассматривается с семиотической точки зрения и определяется как «текст», обладающий разными уровнями «прочтения» и напрямую зависящий от культурного тезауруса читателя-зрителя. Научная новизна заключается в возможности «прочтения» фотографии на таких уровнях, как сюжетный, характерологический, пространственно-временной, нарративный, мотивно-тематический. Проведенный анализ каждого из этих уровней демонстрирует широкую палитру возможностей для писателей, рассматривающих проблему визуального, обуславливающую такие актуальные философско-эстетические вопросы, как соотношение факта и вымысла, фотография и история, фотография и контекст и др. В результате исследования была обоснована предложенная логика и на основании этого выявлен жанрообразующий потенциал фотоэкфрасиса – конститутивного признака современной англоязычной фотоэкфрастической прозы как уникального явления в мировом литературном процессе.

Источники

  1. Барт Р. Фотографическое сообщение // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003.
  2. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / пер. с фр. М. Рыклина. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016.
  3. Беньямин В. Краткая история фотографии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017.
  4. Бёрджер Дж. Фотография и ее предназначение: эссе. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014.
  5. Бразговская Е. Е. Экфрасис как семиотический эксперимент // Критика и семиотика. 2020. № 1.
  6. Зенкин С. Н. Imago in fabula: интрадиегетический образ в литературе и кино. М.: НЛО, 2023.
  7. Лапин А. И. Фотография как… Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Л. Гусев, 2004.
  8. Сонтаг С. О фотографии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013.
  9. Ямпольский М. Б. Из хаоса (Драгомощенко: поэзия, фотография, философия). СПб.: Сеанс, 2015.
  10. Bate D. The Memory of Photography // Photographies. 2010. Vol. 3. № 2.
  11. Berger J. Understanding a Photograph / ed. and introduced by G. Dyer. L.: Penguin, 2013.
  12. Cadava E. Words of Light: Theses on the Photography of History // Diacritics. 1992. Vol. 22 (3-4).
  13. Edwards E. Photographs as Objects of Memory // Material Memories / eds. M. Kwint, C. Breward, J. Aynsley. Oxford – N. Y.: Berg, 1999.
  14. Edwards E., Hart J.Introduction. Photographs as Objects // Photographs Objects Histories: On the Materiality of Images / eds. E. Edwards, J. Hart. L.: Routledge, 2004.
  15. Heffernan J. A. W. Ekphrasis: Theory // Handbook of Intermediality: Literature – Image – Sound – Music / ed. by G. Rippl. Berlin − Boston, 2015.
  16. Klomhaus-Hrács H. Negative Visions: The Referential Authority of Photography: Dr. philos. sci. diss. Chapel Hill, 2007.
  17. Ljungberg C. Rituals of Remembrance: Photography and Autobiography in Postmodern Texts // Aletria. 2007. N. 14.Intermidialidade.
  18. Petit L. Romance of a Family or Inverted “Family Romance”: Familial Gaze and Narratorial Look in Anita Brookner’s Family and Friends // Lit: Literature Interpretation Theory. 2006. 17 (3-4).
  19. Sekula A. On the Invention of Photographic Meaning // Thinking Photography / ed. by V. Burgin. L.: Palgrave Macmillan, 1982.
  20. Torgovnick M. The Visual Arts, Pictorialism, and the Novel: James, Lawrence and Woolf. Princeton: Princeton University Press, 1985.
  21. Trachtenberg A. Through a Glass, Darkly: Photography and Cultural Memory // Social Research. 2008. Vol. 75. № 1.

Информация об авторах

Полуэктова Татьяна Анатольевна

к. филол. н., доц.

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 апреля 2025.
  • Опубликована: 24 апреля 2025.

Ключевые слова

  • фотография как текст
  • семиотика
  • фотографический экфрасис
  • фотоэкфрастическая проза
  • англоязычная проза
  • photography as text
  • semiotics
  • photographic ekphrasis
  • photo-ekphrastic prose
  • English-language prose

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)