Поэтика фотографии: возможные уровни «прочтения» (на материале современной англоязычной фотоэкфрастической прозы)
Аннотация
Цель исследования – определить возможные уровни «прочтения» фотографии, представленной в виде фотоэкфрасиса в художественном тексте. В статье фотография рассматривается с семиотической точки зрения и определяется как «текст», обладающий разными уровнями «прочтения» и напрямую зависящий от культурного тезауруса читателя-зрителя. Научная новизна заключается в возможности «прочтения» фотографии на таких уровнях, как сюжетный, характерологический, пространственно-временной, нарративный, мотивно-тематический. Проведенный анализ каждого из этих уровней демонстрирует широкую палитру возможностей для писателей, рассматривающих проблему визуального, обуславливающую такие актуальные философско-эстетические вопросы, как соотношение факта и вымысла, фотография и история, фотография и контекст и др. В результате исследования была обоснована предложенная логика и на основании этого выявлен жанрообразующий потенциал фотоэкфрасиса – конститутивного признака современной англоязычной фотоэкфрастической прозы как уникального явления в мировом литературном процессе.
Источники
- Барт Р. Фотографическое сообщение // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003.
- Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / пер. с фр. М. Рыклина. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016.
- Беньямин В. Краткая история фотографии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017.
- Бёрджер Дж. Фотография и ее предназначение: эссе. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014.
- Бразговская Е. Е. Экфрасис как семиотический эксперимент // Критика и семиотика. 2020. № 1.
- Зенкин С. Н. Imago in fabula: интрадиегетический образ в литературе и кино. М.: НЛО, 2023.
- Лапин А. И. Фотография как… Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Л. Гусев, 2004.
- Сонтаг С. О фотографии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013.
- Ямпольский М. Б. Из хаоса (Драгомощенко: поэзия, фотография, философия). СПб.: Сеанс, 2015.
- Bate D. The Memory of Photography // Photographies. 2010. Vol. 3. № 2.
- Berger J. Understanding a Photograph / ed. and introduced by G. Dyer. L.: Penguin, 2013.
- Cadava E. Words of Light: Theses on the Photography of History // Diacritics. 1992. Vol. 22 (3-4).
- Edwards E. Photographs as Objects of Memory // Material Memories / eds. M. Kwint, C. Breward, J. Aynsley. Oxford – N. Y.: Berg, 1999.
- Edwards E., Hart J.Introduction. Photographs as Objects // Photographs Objects Histories: On the Materiality of Images / eds. E. Edwards, J. Hart. L.: Routledge, 2004.
- Heffernan J. A. W. Ekphrasis: Theory // Handbook of Intermediality: Literature – Image – Sound – Music / ed. by G. Rippl. Berlin − Boston, 2015.
- Klomhaus-Hrács H. Negative Visions: The Referential Authority of Photography: Dr. philos. sci. diss. Chapel Hill, 2007.
- Ljungberg C. Rituals of Remembrance: Photography and Autobiography in Postmodern Texts // Aletria. 2007. N. 14.Intermidialidade.
- Petit L. Romance of a Family or Inverted “Family Romance”: Familial Gaze and Narratorial Look in Anita Brookner’s Family and Friends // Lit: Literature Interpretation Theory. 2006. 17 (3-4).
- Sekula A. On the Invention of Photographic Meaning // Thinking Photography / ed. by V. Burgin. L.: Palgrave Macmillan, 1982.
- Torgovnick M. The Visual Arts, Pictorialism, and the Novel: James, Lawrence and Woolf. Princeton: Princeton University Press, 1985.
- Trachtenberg A. Through a Glass, Darkly: Photography and Cultural Memory // Social Research. 2008. Vol. 75. № 1.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 4 апреля 2025.
- Опубликована: 24 апреля 2025.
Ключевые слова
- фотография как текст
- семиотика
- фотографический экфрасис
- фотоэкфрастическая проза
- англоязычная проза
- photography as text
- semiotics
- photographic ekphrasis
- photo-ekphrastic prose
- English-language prose
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»