• Научная статья
  • 15 мая 2025
  • Открытый доступ

Обучение русскому языку как иностранному вне языковой среды в тандеме «российский/китайский преподаватель»: актуальные проблемы и преимущества взаимодействия

Аннотация

Целью исследования является выявление актуальных проблем и преимуществ совместного обучения русскому языку как иностранному (РКИ) китайских студентов российскими и китайскими преподавателями. В статье проанализирован опыт организации учебного процесса Центром русского языка совместного университета, созданного Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова и Пекинским политехническим институтом (университетом) (МГУ-ППИ, Шэньчжэнь, Китай) по обучению русскому языку как иностранному (до первого уровня общего владения) китайских студентов-бакалавров первого курса. Научная новизна заключается в определении специфики организации учебного процесса по совместному обучению РКИ китайских студентов российскими и китайскими преподавателями. В результате разработаны методические рекомендации для преподавателей РКИ, работающих в тандеме «российский/китайский преподаватель» с позиций подхода сo-teaching.

Источники

  1. Акишина А. А., Каган О. Е. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного. Методы, приемы, результаты. М.: Русский язык. Курсы, 2014.
  2. Балыхина Т. М., Чжао Юйцзян. От методики к этнометодике. Обучение китайцев русскому языку: проблемы и пути их преодоления. Изд-е 2-е. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2010.
  3. Бо Гуань. Проблемы обучения русскому языку в Китае // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 8 (141).
  4. Бобрышева И. Е. Учет национальных лингвометодических традиций в обучении русскому языку иностранцев: на примере Китая. М.: Спутник+, 2001.
  5. Гао Юе. Соизучение языка и культуры в российской и китайской методиках преподавания иностранных языков (русский язык как иностранный; китайский язык как иностранный) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 7.
  6. Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. СПб.: Экономическая школа, 2001.
  7. Дражан Р. В. Методологические подходы к построению учебных программ по иностранному языку в отечественном и зарубежном образовании // Lingua mobilis. 2011. № 7 (33).
  8. Иванова И. С. Изучение русского языка в Китае (из опыта работы в Хайнаньском университете) // Концепт. 2014. № 13.
  9. Капитонова Т. И. Московкин Л. В., Щукин А. Н. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному. М.: Русский язык. Курсы, 2018.
  10. Мандрикова Г. М. Технология совместного обучения: правила для преподавателя // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9.
  11. Мокрищева В. С., Самосенкова Т. В. Объективные и субъективные трудности в процессе изучения русского как иностранного (на примере китайских студентов НИУ «Белгородский государственный университет») // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 7.
  12. Московкин Л. В., Щукин А. Н. История методики обучения русскому языку как иностранному. М.: Русский язык. Курсы, 2013.
  13. Юйсуфу А. Сравнительный анализ учебных программ по русскому языку как иностранному в России и в Китае // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2020. № 54 (4).

Информация об авторах

Пылкова Анна Александровна

к. культ., доц.

Совместный университет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Пекинского политехнического института (МГУ-ППИ), г. Шэньчжэнь, Китайская Народная Республика

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 31 марта 2025.
  • Опубликована: 15 мая 2025.

Ключевые слова

  • русский язык как иностранный
  • метод сo-teaching
  • совместная деятельность русских и китайских педагогов
  • российская методика преподавания русского языка как иностранного
  • китайская методика преподавания русского языка как иностранного
  • Russian as a Foreign Language
  • co-teaching method
  • joint activities of Russian and Chinese teachers
  • Russian methodology of teaching Russian as a Foreign Language
  • Chinese methodology of teaching Russian as a Foreign Language

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)