• Научная статья
  • 23 мая 2025
  • Открытый доступ

Интернет-мемы как инструмент обучения русскому языку как иностранному в вузе

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению интернет-мемов на русском языке, которые являются одним из популярных и распространенных жанров интернет-коммуникации и представляют особый интерес для изучения не только в лингвистическом, но и в лингвометодическом аспекте. Целью исследования является выявление образовательного потенциала интернет-мема в аспекте изучения русского языка как иностранного (РКИ). В работе рассматриваются функции мемов, их классификация, культурно-языковая специфика и возможности интеграции в учебный процесс. Авторы разрабатывают задания, направленные на развитие речевых навыков иностранных студентов. Научная новизна исследования заключается в акценте на создании интернет-мемов как способе формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов, изучающих РКИ. В результате предложены типы заданий, направленных на творческую активность иностранных обучаемых в работе с шаблонами мемов.

Источники

  1. Агафонова К. Е. Мемы на занятиях по РКИ: узнаём и понимаем скрытые смыслы // Новое и традиционное в переводоведении и преподавании русского языка как иностранного: сборник статей. Баня-Лука: Panevropski univerzitet "APEIRON" = Панъевропейский университет «АПЕИРОН», 2022.
  2. Александрова Е. Н., Петросян М. М. Дидактический потенциал мемов медицинской тематики на уроках русского языка как иностранного // Филология и культура. 2022. № 4 (70).
  3. Артамонов Д. С., Фролова С. М. Интернет-мем в системе социальной мифологии цифровой эпохи // Общество: философия, история, культура. 2020. № 11 (79).
  4. Дюстер Е. А., Зацепина К. Д. Интернет-мемы на уроке русского языка как иностранного при обучении иностранных студентов цифровому этикету // Преподаватель XXI век. 2021. № 3-1.
  5. Изгаршева А. В. Интернет-мем как медиатекст: лингвистический аспект // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2020. № 5.
  6. Канашина С. В. Интернет-мем и прецедентный феномен // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (193).
  7. Канашина С. В. Интернет-мем как медиатекст // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2019. Т. 19. № 1.
  8. Радбиль Т. Б., Помазов А. И. Интернет-мем в семиозисе комического в свете активных процессов в интернет-коммуникации // Коммуникативные исследования. 2023. Т. 10. № 3.
  9. Седлярова О. М., Соловьева Н. С., Ненашева Ю. А. Методика работы с интернет-мемами в процессе формирования социокультурной компетенции старшеклассников при обучении иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 11.
  10. Скрыпникова Ю. О. Мемы в обучении иностранному языку // Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Омск: Инновационный центр развития образования и науки, 2017. Вып. IV.

Информация об авторах

Гончарова Екатерина Ивановна

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Сидорова Елена Юрьевна

к. филол. н., доц.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 апреля 2025.
  • Опубликована: 23 мая 2025.

Ключевые слова

  • интернет-мем
  • русский язык как иностранный
  • лингвометодика
  • интернет-коммуникация
  • речевая компетенция
  • Internet meme
  • Russian as a foreign language
  • linguo-methodology
  • online communication
  • speech competence

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)