• Научная статья
  • 30 мая 2025
  • Открытый доступ

Истоки «нового стиля» (tarz-i tāza) персоязычной поэзии XVI-XVII вв. в творчестве ‘Абд ар-Рахман Джами (1414-1492)

Аннотация

Цель исследования – определить роль ‘Абд ар-Рахмана Джами (1414-1492) в формировании «нового стиля» (tarz-i tāza) средневековой персидской поэзии, который полностью сложился в XVI-XVII веках. Статья призвана создать более точное представление о позиции Джами в поэтической практике своего времени, о влиянии его художественного опыта на творчество поэтов следующих поколений и, в конечном счете, о месте великого поэта в истории персидской литературы в целом. Научная новизна исследования состоит в том, что лирическая поэзия Джами в подобном ракурсе рассматривается впервые: сравнение выраженных в его газелях представлений о совершенстве поэтической речи с высказываниями поэтов более позднего времени ранее не проводилось. Анализ выявил ряд лексических компонентов и мотивов в газелях Джами, которые продолжили активно развиваться в лирике приверженцев «нового стиля» – Фигани Ширази (вторая половина XV в. – 1516 или 1519 г.), Саиба Табризи (1601-1667), Шауката Бухараи (ум. 1695). Это были повторяющиеся эпитеты и сравнения, а также группы мотивов, относящихся к жанровому репертуару «самовосхваления» (faxr). Индивидуально-авторские приемы трансформации традиционных мотивов, применявшиеся Джами для достижения эффекта визуализации образа, становятся для поэтов следующих поколений инструментом их стилистических инноваций. Эти приемы приобретают в их творчестве устойчивый характер и становятся специфическими признаками «особой манеры» (šīve-yi xāṣ). Проведенный анализ показал, что Джами являлся представителем переходной фазы стилистической эволюции персидской поэзии, поскольку в его творчестве сочетались два различных критерия совершенства стихотворной речи – унаследованный от предшествующего периода («сладостность») и сменяющий его («красочность»). Авторские начинания Джами закрепились в поэтическом каноне, и это позволяет утверждать, что его творческий опыт был одним из факторов смены стилистического вектора в персидской поэзии периода XVI-XVII вв.

Источники

  1. Акимушкин О. Ф. О функциях поэтических сборников и альбомов в средневековой персидской и таджикской словесности // Акимушкин О. Ф. Средневековый Иран: культура, история, филология. СПб.: Наука, 2004.
  2. Афсахзод А. Лирика Абд ар-Рахмана Джами. Проблемы текста и поэтики. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988.
  3. Бертельс Е. Э. Джами // Бертельс Е. Э. Избранные труды. Навои и Джами. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1965.
  4. Бертельс Е. Э. К вопросу об «индийском стиле» в персидской поэзии // Бертельс Е. Э. Избранные труды. История литературы и культуры Ирана. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988.
  5. Брагинский И. С. 12 миниатюр. М.: Художественная литература, 1966.
  6. Брагинский И. С. Заметки к изучению творчества Джами // Брагинский И. С. Из истории персидской и таджикской литератур. Избранные работы. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1972.
  7. Голенищев-Кутузов Н. И. Марино и его школа // Голенищев-Кутузов Н. И. Романские литературы. М.: Наука, 1975.
  8. Куделин А. Б. Автор и традиционалистский канон // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания / отв. ред. П. А. Гринцер. М.: Наследие, 1994.
  9. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII вв. Эпохи и стили. Л.: Наука, 1973.
  10. Пригарина Н. И. Индийский стиль и его место в персидской литературе (вопросы поэтики). М.: Издательская фирма «Восточная литература», 1999.
  11. Рейснер М. Л. Визуальные образы красоты слова в персидской поэзии XVI − начала XVIII века: индийский стиль и живописание словом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2020. Т. 23. № 1.
  12. Рейснер М. Л. Мотивы авторского самосознания в персидской газели XI – начала XVIII вв. // Памятники литературной мысли Востока / отв. ред. П. А. Гринцер, Н. И. Никулин. М.: ИМЛИ РАН, 2004.
  13. Рейснер М. Л. Мотивы авторского самосознания в персидской классической касыде (X-XII вв.) // Жанры и формы в литературе Средневековья: сборник. М.: ИМЛИ РАН, 2005.
  14. Рейснер М. Л. Сон и бессонница в тематическом лексиконе персидской классической газели (XII-XV вв.) // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 2019. № 2.
  15. Рейснер М. Л., Чалисова Н. Ю. Образ поэзии в поэзии: литературная рефлексия в персидской классике X-XIV вв. (касыда и маснави) // Поэтологические памятники Востока: образ, стиль, жанр / сост. и отв. ред.: Н. Р. Лидова. М.: ИМЛИ РАН, 2010.
  16. Тамимдари А. История персидской литературы. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007.
  17. Zipoli R. Che ra sabk-e hendi dar donya-ye qharb sabk-e baroc khande mishavad? (Почему в западном мире индийский стиль называют стилем барокко?). Tehran, 1363 (1984).

Информация об авторах

Рейснер Марина Львовна

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 мая 2025.
  • Опубликована: 30 мая 2025.

Ключевые слова

  • Джами
  • персидская газель
  • стилистическая эволюция
  • признаки «особой манеры»
  • визуализация образа
  • Jami
  • Persian ghazal
  • stylistic evolution
  • features of “special manner”
  • image visualization

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)