Анализ компонентов структуры концептов русской культуры в процессе обучения профессиональной текстовой деятельности на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере концепта «дерево»; образовательный трек «культуролог/этнограф»)
Аннотация
Цель исследования заключается в определении дидактического потенциала структуры и содержания концептов русской лингвокультуры в процессе обучения русскому языку как иностранному обучающихся на базе Центра открытого образования в г. Тунисе Тунисской Республики. Статья имеет практикоориентированный характер и отражает последовательную реализацию этапов универсальной модели обучения «от слова – к тексту, от чтения и анализа профессионально ориентированных текстов – к профессиональной коммуникации» в соответствии с авторской концепцией продвижения русского языка как языка профессии «Концепт – Язык – Профессия» в сферах образования и туризма. Авторы с опорой на научные исследования в области концептологии, когнитивной лингвистики, лингводидактики рассматривают компоненты структуры концепта, описывают их специфику с точки зрения дидактического использования при совершенствовании лингвистической, коммуникативной и межкультурной компетенций иностранцев, расширяющих свои профессиональные навыки, относящиеся к образовательным трекам «культуролог/этнограф», «аниматор/инструктор». Научная новизна исследования состоит в том, что впервые показаны обучающие возможности анализа компонентов структуры концептов, представляющих обозначенные образовательные треки; описаны принципы работы с профессионально ориентированными текстами, включающими данные концепты в качестве ключевых элементов. В результате создана методика работы с компонентами структуры концептов «памятник», «дерево», «ремесло», «еда» (образовательный трек «культуролог/этнограф») и «праздник», «море», «пустыня», «конь» (образовательный трек «аниматор/инструктор»); предложены учебные задания различных типов. В данной статье представлен фрагмент исследования, посвященный методике работы с концептом «дерево».
Источники
- Гетманенко Н., Розбоудова Л. Концептный подход при обучении иностранным языкам. Praha: Vydala Univerzita Karlova, Pedagogocka faculta, 2023.
- Гетманенко Н., Розбоудова Л., Герлован О. Современные дидактические подходы к работе с концептами культуры в иноязычной аудитории // Наука и образование: новые подходы и перспективы. Серия 25. 2023. Т. 3.
- Гусельникова М. Л. Методический прием «Текст – Таблица – Текст» в преподавании русского языка как иностранного для студентов УГГУ // Русский язык и лингвокультура в сопоставительном аспекте: мат. межд. конф. / Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Екатеринбург: ООО «Издательский дом “Ажур”», 2017.
- Еремеева А. П. Познавательная сущность вводных уроков русского языка как языка русского народа // Преподавание русского языка в школе и вузе в межкультурной коммуникации: мат. межд. науч.-практ. конф. М. − Ярославль: МПГУ; Ремдер, 2010.
- Залевская А. А. Языковое сознание: вопросы теории // Вопросы психолингвистики. 2003. № 1.
- Занкова А. А. К практике использования коммуникативного подхода в преподавании русского языка как иностранного // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2016. № 4 (11).
- Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 1993. № 1.
- Макшанцева Н. В. Культурообразующая концепция обучения русскому как иностранному // Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве: сб. мат. межд. науч. конгресса: в 3 ч. М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2021. Ч. II. Направление 3. Методика преподавания русского языка как иностранного в контексте многоязычия и цифровой трансформации.
- Мансур М. Х. С. Страноведческие компоненты на уроках русского языка в арабоязычной аудитории // РКИ: Мир русского языка и культуры в пространстве информационных технологий: сб. мат. межд. науч.-практ. конф. М.: УЦРЯ МГУ, 2022.
- Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Изд-е 2-е. М.: Просвещение, 1991.
- Пименова М. В. Душа и дух: особенности концептуализации. Кемерово: Графика, 2004.
- Погребняк Ю. В., Яньпин Ю., Пашковская Н. Д. Концептный метод в обучении русскому языку иностранных учащихся // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 6 (103). https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-6103-239-242
- Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Изд-е 3-е, стереот. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2003.
- Стернин И. А. Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сборник / науч. ред. И. А. Стернин. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2001.
Финансирование
Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) № 073-03-2025-049/1 от 25.04.2025 г. по теме «Проектирование научно-методической модели продвижения русского языка “Концепт – Язык – Профессия” (на примере Тунисской Республики)».
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 25 мая 2025.
- Опубликована: 26 июня 2025.
Ключевые слова
- концепт
- структура концепта
- концептуальный подход в обучении русскому языку как иностранному
- профессионально ориентированный текст
- обучение русскому языку как иностранному в сфере туризма
- concept
- structure of a concept
- conceptual approach in teaching Russian as a foreign language
- professionally oriented text
- teaching Russian as a foreign language in the field of tourism
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»