Комментарий культурно-исторических фактов как способ формирования межкультурной компетенции обучаемых на занятиях по русскому языку как иностранному
Аннотация
Цель исследования заключается в выявлении дидактических возможностей комментария культурно-исторических фактов как способа углубления знаний иностранных учащихся о русском языке и русской культуре, формирования их межкультурной компетенции, а также в описании его видов и форм включения в учебно-речевые ситуации занятий. В статье рассматриваются методологические основы разработки модели обучения иностранцев русскому языку в аспекте концептуального подхода в методике обучения русскому языку как иностранному на базе Центра открытого образования в г. Тунисе Тунисской Республики. Авторы с опорой на научные исследования в области культурологии и концептологии определяют основные дидактические единицы содержания обучения, требующие обращения к лингвокультурологическому комментарию. Научная новизна исследования состоит в том, что определен дидактический потенциал различных видов комментария культурно-исторических фактов, вводимых в систему преподавания русского языка как иностранного на разных этапах работы с концептами «памятник», «праздник» согласно авторской концепции продвижения русского языка как языка профессии «Концепт – Язык – Профессия» в сферах образования и туризма. В результате предложено описание языковой актуализации концептов «памятник» и «праздник» в ходе последовательной работы со следующими дидактическими единицами: лексикой и фразеологией, а также профессионально ориентированными текстами с этнокультурной спецификой. Показаны приемы включения лингвокультурологического комментария на каждом этапе освоения студентами-иностранцами данных понятий русской культуры (от слова к тексту).
Источники
- Агманова А. Е., Валова М. В. Лингвокультурный комментарий как способ освоения семантической структуры концепта // XV Конгресс Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы: избранные доклады (г. Санкт-Петербург, 12-16 сентября 2023 г.). СПб.: Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы, 2024.
- Алиева С. А., Магомедова А. Ш. Репрезентация концепта «вода» в арабском и русском языках // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Филология. Серия: Гуманитарные науки. 2024. № 6-2.
- Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика: дисс. … д. филол. н. Воронеж, 1997.
- Бухуши Р. Русский язык в средних школах Северной Африки: вызовы и достижения педагогов Туниса // XV Конгресс Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы: избранные доклады (г. Санкт-Петербург, 12-16 сентября 2023 г.). СПб.: Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы, 2024.
- Быстров Н. А. Культурная обусловленность языковой системы и ее концептосферы // Современная филологическая наука: достижения и инновации: сборник материалов Международного симпозиума (г. Иваново, 23-25 мая 2024 г.). Иваново: Ивановский государственный университет, 2024.
- Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков / пер. с англ. А. Д. Шмелева под ред. Т. В. Булыгиной. М.: Языки русской культуры, 1999.
- Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. № 1.
- Леонова А. С. Национально-культурный компонент лингвистического концепта «праздник» // Вестник Башкирского университета. 2022. Т. 27. № 1.
- Леонтович О. А. Россия и США: введение в межкультурную коммуникацию. Волгоград: Перемена, 2003.
- Лёвушкина О. Н. Лингвокультурологические характеристики текста как средство межкультурной коммуникации в процессе обучения русскому языку как родному // Преподавание русского языка в школе и вузе в межкультурной коммуникации: материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 18-19 марта 2010 г.). М.: Московский педагогический государственный университет, 2010.
- Макшанцева Н. В., Королева С. Б. Преподавание РКИ сквозь призму теории концепта: культура, ментальность, аспекты языка // Язык и культура. 2019. № 47.
- Макшанцева Н. В., Сидоренко Е. В. Региональный компонент формирования лингвокультурологической компетенции иностранных студентов // Проблемы перевода в современной лингвистике. Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2024.
- Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику. М.: Флинта: Наука, 2011.
- Остренкова М. А. Лингвокультурологическое комментирование на уроках словесности // Преподавание русского языка в школе и вузе в межкультурной коммуникации: материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 18-19 марта 2010 г.). М.: Московский педагогический государственный университет, 2010.
- Рябушкина С. В. Историко-культурный экскурс при изучении слова // Культуроведческий подход: его реализация в школьном и вузовском курсах русского языка: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика А. В. Текучева (г. Москва, 10-11 марта 2003 г.). М.: Московский педагогический государственный университет, 2003.
- Степанова Н. С., Амелина И. О. Репрезентация концепта «дом» в паремиологическом фонде различных лингвокультур (на материале пословиц на русском, английском и испанском языках): к вопросу о формировании коммуникативной компетенции при изучении русского языка как иностранного // Русистика и компаративистика. 2021. Вып. XV.
- Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Языки славянской культуры, 1996.
- Хайруллина Р. Х. Лингвокультурология в обучении русскому языку как неродному // XV Конгресс Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы: избранные доклады (г. Санкт-Петербург, 12-16 сентября 2023 г.). СПб.: Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы, 2024.
- Шерстобитова И. А. Формирование концептной картины мира как педагогическая задача // Русский язык в современном образовательном пространстве: сборник научных трудов. Смоленск: Смоленский областной институт развития образования, 2023.
Финансирование
Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) № 073-03-2025-049/1 от 25.04.2025 г. по теме «Проектирование научно-методической модели продвижения русского языка “Концепт – Язык – Профессия” (на примере Тунисской Республики)».
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 25 мая 2025.
- Опубликована: 3 июля 2025.
Ключевые слова
- обучение русскому языку как иностранному
- межкультурная компетенция
- концептуальный подход
- комментарий культурно-исторических фактов
- виды и формы комментария дидактического материала с национально-культурным компонентом
- teaching Russian as a foreign language
- intercultural competence
- conceptual approach
- commentary on cultural and historical facts
- types and forms of commentary on didactic material with a national-cultural component
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»