Значение стилометрии для лингвистической атрибуции бренда (на материале англоязычных маркетинговых текстов пяти мировых брендов)
Аннотация
Цель статьи – установить роль статистических методов в процессе лингвистической атрибуции брендов на материале англоязычных маркетинговых текстов. Научная новизна исследования состоит в разработке и апробации алгоритма лингвистической атрибуции брендов с применением методов цифровой лингвистики и конвенционального лингвистического анализа. Впервые измерению стилистических параметров с применением метода стилометрии Дельта Берроуза подверглись англоязычные маркетинговые тексты. В результате кластеризации текстов на этапе стилометрического анализа были выявлены две противоположные тенденции: одни бренды тяготеют к стандартизации языка англоязычных маркетинговых сообщений, другие выбирают разнообразие языковых приемов. Результаты, полученные на этапе лингвистического анализа, подтвердили предварительное предположение о системности/вариативности в подходах к вербальному означиванию маркетингового сообщения. Исследование показало, что двухэтапный процесс лингвистической атрибуции бренда предполагает строгую последовательность методов: цифровой метод эффективен на этапе постановки гипотезы, а лингвистический анализ необходим для последующей верификации гипотезы относительно наличия/отсутствия унифицированной стратегии брендинга у копирайтеров одного бренда.
Материалы исследования
- Coca-Cola. https://www.coca-colacompany.com
- Fenty Beauty. https://fentybeauty.com
- Pepsi. https://www.pepsico.com
- Rare Beauty. https://www.rarebeauty.com
- Rhode. https://rhodeskin.com
Источники
- Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / пер. с фр.; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989.
- Борисова Е. Г. Маркетинговая лингвистика: направления и перспективы // Верхневолжский филологический вестник. 2016. № 4.
- Гусейнова И. А. Жанровая организация маркетингового дискурса. М.: Рема, 2009.
- Заботкина В. И., Боярская Е. Л. Концептуальное проецирование как основа манипулятивного воздействия // Слово.ру: балтийский акцент. 2025. Т. 16. № 1. https://doi.org/10.5922/2225-5346-2025-1-2
- Кара-Мурза Е. С. Анализ «продвигающего» текста: риторический, композиционный и стилистический аспект // Текст: филологический, социокультурный, региональный и методический аспекты. Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2015.
- Леонтьев А. А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. М.: Смысл, 2008.
- Орехов Б. В. Текст и перевод Владимира Набокова через призму стилеметрии // Новый филологический вестник. 2021. № 3 (58). https://doi.org/10.54770/20729316_2021_3_200
- Пирогова Ю. К., Паршин П. Б. Рекламный текст: семиотика и лингвистика. М.: Международный институт рекламы; Издательский дом Гребенникова, 2000.
- Сальников Е. А., Бонч-Осмоловская А. А. Применение стилометрии для определения сгенерированных текстов // Информационные технологии в гуманитарных исследованиях / отв. ред. М. А. Лаптева. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2023.
- Ухова Л. В. «Продвигающий текст»: понятие, особенности, функции // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 3. https://doi.org/10.24411/2499-9679-2018-10136
- Холмогоров В. Просто копирайтинг. М.: Страта, 2022.
- Штукарева Е. Б. Языковые особенности маркетингового текста в социальных сетях // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2020. Вып. 2 (831).
- Burrows J. “Delta”: a Measure of Stylistic Difference and a Guide to Likely Authorship // Literary and Linguistic Computing. 2002. Vol. 17. № 3.
- Cammarota V., Bozza S., Roten C.-A., Taroni F. Stylometry and forensic science: a literature review // Forensic science: Synergy. 2024. Vol. 9. https://doi.org/10.1016/j.fsisyn.2024.100481
- Eldin A., Lavin M. J., Look D. M. Stylometry and collaborative authorship: Eddy, Lovecraft and “The Loved Dead” // Digital Scholarship in the Humanities. 2017. Vol. 32. № 1.
- Kovalev B. V. From Сlassics to Digital Philology: On the Origin and Growth of Stylometry // Philologia Classica. 2024. № 19 (2).
- Rybicki J., Heydel M. The stylistics and stylometry of collaborative translation: Woolf’s Night and Day in Polish // Literary and Linguistic Computing. 2013. Vol. 28. № 4.
- van Dijk T. A. Discourse and manipulation // Discourse & Society. 2006. № 17 (3).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 18 июня 2025.
- Опубликована: 5 августа 2025.
Ключевые слова
- маркетинговый текст
- метод стилометрии
- кластеризация текстов
- вербальная стратегия
- лингвистическая атрибуция бренда
- marketing text
- stylometry method
- text clustering
- verbal strategy
- linguistic brand attribution
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»