• Научная статья
  • 5 августа 2025
  • Открытый доступ

Значение стилометрии для лингвистической атрибуции бренда (на материале англоязычных маркетинговых текстов пяти мировых брендов)

Аннотация

Цель статьи – установить роль статистических методов в процессе лингвистической атрибуции брендов на материале англоязычных маркетинговых текстов. Научная новизна исследования состоит в разработке и апробации алгоритма лингвистической атрибуции брендов с применением методов цифровой лингвистики и конвенционального лингвистического анализа. Впервые измерению стилистических параметров с применением метода стилометрии Дельта Берроуза подверглись англоязычные маркетинговые тексты. В результате кластеризации текстов на этапе стилометрического анализа были выявлены две противоположные тенденции: одни бренды тяготеют к стандартизации языка англоязычных маркетинговых сообщений, другие выбирают разнообразие языковых приемов. Результаты, полученные на этапе лингвистического анализа, подтвердили предварительное предположение о системности/вариативности в подходах к вербальному означиванию маркетингового сообщения. Исследование показало, что двухэтапный процесс лингвистической атрибуции бренда предполагает строгую последовательность методов: цифровой метод эффективен на этапе постановки гипотезы, а лингвистический анализ необходим для последующей верификации гипотезы относительно наличия/отсутствия унифицированной стратегии брендинга у копирайтеров одного бренда.

Материалы исследования

  1. Coca-Cola. https://www.coca-colacompany.com
  2. Fenty Beauty. https://fentybeauty.com
  3. Pepsi. https://www.pepsico.com
  4. Rare Beauty. https://www.rarebeauty.com
  5. Rhode. https://rhodeskin.com

Источники

  1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / пер. с фр.; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989.
  2. Борисова Е. Г. Маркетинговая лингвистика: направления и перспективы // Верхневолжский филологический вестник. 2016. № 4.
  3. Гусейнова И. А. Жанровая организация маркетингового дискурса. М.: Рема, 2009.
  4. Заботкина В. И., Боярская Е. Л. Концептуальное проецирование как основа манипулятивного воздействия // Слово.ру: балтийский акцент. 2025. Т. 16. № 1. https://doi.org/10.5922/2225-5346-2025-1-2
  5. Кара-Мурза Е. С. Анализ «продвигающего» текста: риторический, композиционный и стилистический аспект // Текст: филологический, социокультурный, региональный и методический аспекты. Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2015.
  6. Леонтьев А. А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. М.: Смысл, 2008.
  7. Орехов Б. В. Текст и перевод Владимира Набокова через призму стилеметрии // Новый филологический вестник. 2021. № 3 (58). https://doi.org/10.54770/20729316_2021_3_200
  8. Пирогова Ю. К., Паршин П. Б. Рекламный текст: семиотика и лингвистика. М.: Международный институт рекламы; Издательский дом Гребенникова, 2000.
  9. Сальников Е. А., Бонч-Осмоловская А. А. Применение стилометрии для определения сгенерированных текстов // Информационные технологии в гуманитарных исследованиях / отв. ред. М. А. Лаптева. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2023.
  10. Ухова Л. В. «Продвигающий текст»: понятие, особенности, функции // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 3. https://doi.org/10.24411/2499-9679-2018-10136
  11. Холмогоров В. Просто копирайтинг. М.: Страта, 2022.
  12. Штукарева Е. Б. Языковые особенности маркетингового текста в социальных сетях // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2020. Вып. 2 (831).
  13. Burrows J. “Delta”: a Measure of Stylistic Difference and a Guide to Likely Authorship // Literary and Linguistic Computing. 2002. Vol. 17. № 3.
  14. Cammarota V., Bozza S., Roten C.-A., Taroni F. Stylometry and forensic science: a literature review // Forensic science: Synergy. 2024. Vol. 9. https://doi.org/10.1016/j.fsisyn.2024.100481
  15. Eldin A., Lavin M. J., Look D. M. Stylometry and collaborative authorship: Eddy, Lovecraft and “The Loved Dead” // Digital Scholarship in the Humanities. 2017. Vol. 32. № 1.
  16. Kovalev B. V. From Сlassics to Digital Philology: On the Origin and Growth of Stylometry // Philologia Classica. 2024. № 19 (2).
  17. Rybicki J., Heydel M. The stylistics and stylometry of collaborative translation: Woolf’s Night and Day in Polish // Literary and Linguistic Computing. 2013. Vol. 28. № 4.
  18. van Dijk T. A. Discourse and manipulation // Discourse & Society. 2006. № 17 (3).

Информация об авторах

Симоненко Марина Александровна

к. филол. н., доц.

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 18 июня 2025.
  • Опубликована: 5 августа 2025.

Ключевые слова

  • маркетинговый текст
  • метод стилометрии
  • кластеризация текстов
  • вербальная стратегия
  • лингвистическая атрибуция бренда
  • marketing text
  • stylometry method
  • text clustering
  • verbal strategy
  • linguistic brand attribution

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)