Когнитивно-коммуникативная методика обучения грамматике английского языка на основе метафорических моделей для студентов медицинских специальностей
Аннотация
Настоящее исследование посвящено изучению метафорического представления грамматических категорий в преподавании иностранного (английского) языка с использованием когнитивно-коммуникативного подхода, направленного на повышение эффективности усвоения грамматического материала студентами неязыковых специальностей. Цель исследования заключается в разработке и экспериментальной проверке методики применения метафорических моделей для визуализации и концептуализации грамматических категорий с целью повышения уровня сформированности грамматической компетенции у студентов неязыковых специальностей. Научная новизна исследования заключается в обосновании когнитивно-коммуникативной модели применения метафор для облегчения усвоения абстрактных грамматических понятий, основанной на выявлении взаимосвязи между конкретными метафорическими образами и когнитивными процессами, обеспечивающими понимание и использование грамматических конструкций в речи. Разработанная методика предполагает структурированное использование метафорических моделей в контексте коммуникативных упражнений, направленных на активизацию языкового материала и формирование устойчивых навыков грамматически правильной речи. В статье рассматриваются теоретические основы применения метафор в лингводидактике, анализируются конкретные примеры метафорических моделей для представления различных грамматических категорий (система времен, порядок слов). В результате исследования установлено, что применение предложенной методики с использованием метафорических моделей значительно повышает уровень понимания и запоминания грамматических правил, а также способствует повышению мотивации обучающихся и снижению когнитивной нагрузки.
Материалы исследования
- Голицынский Ю. Б. Грамматика: сборник упражнений. Изд-е 4-е. СПб.: КАРО, 2003.
- Гуревич В. В. Практическая грамматика английского языка = Practical English Grammar: упражнения и комментарии: учебное пособие. Изд-е 8-е. М.: Флинта; Наука, 2011.
- Качалова К. Н., Израилевич Е. E. Практическая грамматика английского языка с упражнениями и ключами. СПб.: КАРО, 2014.
- Макарова О. С., Павленко В. Г., Кардумян М. С. Английский язык для студентов неязыковых специальностей: учебное пособие. Ставрополь: СГПИ, 2019.
- Murphy R. English Grammar in Use (with Answers): A Self-Study Reference and Practice Book for Intermediate Learners. Cambridge: Cambridge University Press, 2019.
- Swan M. Practical English Usage. Oxford: Oxford University Press, 2016.
Источники
- Беляева Е. В. Использование метафор в преподавании иностранного языка // Вестник педагогики. 2019. № 4.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова.
- Гальперин П. Я. Введение в психологию. Изд-е 2-е. М.: Книжный дом «Университет», 2000.
- Гальскова Н. Д., Гез. Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Изд-е 8-е, испр. и доп. М.: Академия, 2015.
- Гулько И. В. Основные положения когнитивно-коммуникативного подхода в обучении иностранному языку // Вестник науки. 2023. № 12 (69).
- Жидкова Н. В. Обучение грамматике иностранного языка в неязыковом вузе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 1-4.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. Изд-е 2-е, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2000.
- Иванова Т. В. Когнитивные аспекты освоения грамматики иностранного языка. СПб.: Питер, 2015.
- Кубрякова Е. С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика – психология – когнитивная наука // Вопросы языкознания. 1994. № 4.
- Пальмова Е. А. Коммуникативно-когнитивный подход в обучении грамматике иностранного языка в вузе // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2022. № 1.
- Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Изд-е 2-е. М.: Просвещение, 1991.
- Петров А. Н. Эффективность использования метафор в обучении грамматике иностранного языка // Вестник филологии. 2019. № 1.
- Рыбакова И. В. Культурные аспекты метафорического мышления в обучении иностранным языкам // Вопросы педагогики. 2016. № 6.
- Сапрыгин Б. В. Когнитивный подход к преподаванию грамматики английского языка: проблемы реализации // Мир науки. Педагогика и психология. 2024. Т. 12. № 4.
- Смирнова Л. Ю. Метафоры в преподавании грамматики: когнитивно-педагогический подход // Иностранные языки в школе. 2014. № 3.
- Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. Л.: Просвещение, 1977.
- Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. Изд-е 2-е. М.: Филоматис, 2010.
- Boers F., Demecheleer M. A Cognitive Approach to Teaching Grammar: The Case for Metaphors // Language Teaching Research. 1997. Vol. 1. No. 2.
- Kövecses Z. Metaphor: A Practical Introduction. Oxford: Oxford University Press, 2015.
- Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago: University of Chicago Press, 1980.
- Littlemore J. Applying Cognitive Linguistics to Second Language Learning and Teaching. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2009.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 24 июня 2025.
- Опубликована: 27 августа 2025.
Ключевые слова
- когнитивный подход
- функционально-когнитивная сфера
- метафорическая модель
- грамматическая компетенция
- студенты неязыковых специальностей
- cognitive approach
- functional-cognitive sphere
- metaphorical model
- grammatical competence
- non-linguistic specialty students
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»