Формирование навыка произношения звука [р] на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному в китайской аудитории
Аннотация
Цель исследования – на основе анализа содержания вводно-фонетических разделов китайских учебников по русскому языку обосновать необходимость разработки дополнительных методов и приемов обучения для начального этапа формирования навыка произношения звука [р]. В статье рассматривается проблематика слухопроизносительного навыка звука [р] в китайской аудитории, анализируются результаты педагогического эксперимента, подтверждающего актуальность проблемы произношения звука [р] среди китайских обучающихся. В статье исследованы вводно-фонетические разделы двух популярных китайских учебников по русскому языку как иностранному начального уровня обучения. Установлена связь между фонетическими ошибками произношения звука [р] и объемом учебного материала в отобранных средствах обучения. Разработан и апробирован комплекс методических приемов произношения звука [р]. Научная новизна заключается в разработке комплекса методических приемов как дополнительного учебного материала, направленного на эффективное формирование навыка произношения звука [р]. Данное исследование показывает следующие результаты: во-первых, анализ опроса китайских обучающихся выявил, что в произношении русских звуков наибольшие трудности вызывает звук [р], во-вторых, в исследованных китайских учебниках по русскому языку как иностранному установлена недостаточность методических средств, формирующих навык правильного произношения звука [р], в-третьих, обоснован и разработан комплекс дополнительных методических приемов к поэтапной постановке произношения звука [р] с включением логопедического компонента: объяснение артикуляции, сопоставление звука русского языка со звуками родного языка, артикуляционная гимнастика, автоматизация изолированного произношения звука и закрепление звука в слогах.
Материалы исследования
- Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985.
- Селиверстов В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. М.: Владос, 1997.
- 教建议〔2018〕第447号: 教育部对十三届全国人大一次会议: 第2437号建议的答复 (Цао Цзянь. Отчет Министерства образования на 13-ом Всекитайском народном конгрессе // Министерство образования Китайской Народной Республики. 2018. № 447). http://www.moe.gov.cn/jyb_xxgk/xxgk_jyta/jyta_jijiaosi/201812/t20181229_365488.html
- 史铁强, 张金兰. 大学俄 语东方(新版)学生用书.1. 北京外国语大学俄语学院编着.一北京:外语教学与研究出版社,2008 (Ши Тецян, Чжан Цзиньлань. Русский язык: 1 уровень: учебник для вузов. Пекин, 2008).
- 俄语:MP3版.1/ 黑龙江大学俄语系编.一修订本. 一北京:外语教 学与研究出版社,2009 (Ю Чунчи. Русский язык: уровень 1: учебник для вузов. Хэйлунцзян, 2009).
Источники
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.
- Андреюшина Е. А. О возможностях использования некоторых логопедических технологий в преподавании фонетики на уроках русского языка как иностранного // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014a. № 11-2 (41).
- Андреюшина Е. А. Трудности освоения русской фонетики иноязычной аудиторией в зависимости от родного языка учащихся // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014b. № 12-2 (42).
- Бархударова Е. Л., Гудков Д. Б., Клобукова Л. П., Красильникова Л. В., Одинцова И. В., Панков Ф. И. Актуальные проблемы теории и практики преподавания русского языка как иностранного в современной образовательной парадигме: коллективная монография. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: МАКС Пресс, 2023. https://doi.org/10.29003/m3568.978-5-317-07064-9
- Гао Фэнлань. Особенности обучения русскому языку в китайских вузах // Педагогическое образование в России. 2016. № 12.
- Каверина В. В. Обучение русскому произношению лиц, говорящих на китайском языке (на основе сопоставительного анализа китайской и русской фонетических систем) // Язык, сознание, коммуникация: сборник научных статей, посвященный памяти Галины Ивановны Рожковой. М.: Диалог-МГУ, 1998. Вып. 6.
- Крапивник Е. В., Лю Л. Особенности обучения русской фонетике китайских студентов // Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2023. № 1 (22).
- Крапивник Е. В., Лю Ц. Использование фонетической транспозиции в обучении русскому языку китайских студентов // Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2024. № 1 (23).
- Кун Дэлун. Анализ трудностей, с которыми сталкиваются китайские студенты при освоения русского произношения // Молодежный филологический вестник: сборник научных статей. Гомель, 2023.
- Панова Р. С. Фонетическая интерференция в русской речи китайцев // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 22 (160). Вып. 33.
- Скобёлкина Н. М. Лингвометодический аспект преодоления фонетических трудностей китайских студентов при обучении русскому языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 4. https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.4.41
- Тида Хнин, Куновски М. Н. Цифровые средства обучения фонетике русского языка // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2024. № 3 (71).
- Федотова Н. Л. Взаимосвязь диагностики, коррекции и контроля при обучении фонетическому оформлению речи на неродном языке: автореф. дисс. … д. пед. н. СПб., 2004.
- Хуан Синхуа. Трудности, с которыми сталкиваются китайцы при изучении русского произношения // Журнал Хубэйского университета науки и технологий. 2013. Т. 33. № 11.
- Хэ Хунмэй, Ма Бунин, У Сяося. Преподавание русского языка в высших учебных заведениях Китая в рамках стратегического сотрудничества Китая и России // Стратегический партнерский диалог между Россией и Китаем: современное состояние, проблемы и предложения / гл. ред. М. Л. Титаренко, В. Я. Портяков. М.: Форум, 2014.
- Ширяева О. В., Режук З. В., Скуратова Е. А. Критерии оценки фонетической составляющей учебно-методических комплексов по РКИ // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2022. № 1. https://doi.org/10.18522/1995-0640-2022-1-206-218
- Щерба Л. В. Фонетика французского языка: очерк французского произношения в сравнении с русским. М.: Государственное издательство «Высшая школа», 1963.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 28 июля 2025.
- Опубликована: 29 сентября 2025.
Ключевые слова
- фонетический аспект
- учебник по русскому языку как иностранному
- фонетика русского языка
- китайские студенты
- произношение звука [р]
- phonetic aspect
- textbook on Russian as a foreign language
- phonetics of the Russian language
- Chinese students
- pronunciation of the sound [r]
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»