• Научная статья
  • 10 декабря 2010
  • Открытый доступ

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ И ПРОБЛЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ В КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация

В статье проблема художественности в классической литературе рассматривается в аспекте взаимосвязи фольклора и письменной литературы. Автор на примере творчества таких поэтов как Мукими и Фуркат показывает, что представители письменной литературы использовали мифологические представления и воззрения, и они, наряду с традициями устного художественного творчества, имели художественно-эстетическое значение в формировании и развитии узбекской классической литературы.

Источники

  1. Акрамов Ғ. Мифология в узбекском народном творчестве: автореф. дис. … канд. филол. наук. Баку, 1980.
  2. Басилов В. Н. Новые материалы о шаманском бубне узбеков // Полевые исследования института этнографии за 1975. М.: Наука, 1976. С. 121.
  3. Басилов В. Н. Чильтаны // Мифы народов мира. М., 1991. Т. 7. С. 629.
  4. Диваев А. Киргизская легенда о ветхозаветном великане Адже (Оге). Казань, 1908. С. 5.
  5. Диваев А. Легенда о великане Адж по прозвищу Алангсор-Алиф // Протоколы заседаний и сообщений членов Туркестанского кружка любителей археологии. Год. XIII. Ташкент, 1989. С. 20-21.
  6. Жукас С. О соотношении фольклора и литературы // Фольклор. Поэтика и традиция. М.: Наука, 1982. С. 8.
  7. Акрамов Ғ. Аниматик мифология // Ўзбек тили ва адабиёти. Тошкент, 1977. 3-сон.
  8. Акрамов Ғ. Мифологиянинг айрим эпик жанрлар билан ўзаро муносабати // Ўзбек фольклорининг эпик жанрлари. Тошкент: Фан, 1981. Б. 150.
  9. Жуманиёзов Б. Ўзбек халқ эпосида ялмоғиз образи: филол. фанлари номзоди ... дис. автореф. Ташкент, 1996.
  10. Жўраев М. Мифологиянинг ёзма адабиётга муносабати // Ўзбек тили ва адабиёти. Тошкент, 1980. 6-сон.
  11. Жўраев М. Ўзбек халқ эртакларида «сеҳрли» рақамлар. Тошкент, 1991.
  12. Қаюмов О. Ўзбек фольклорида пари образи: филол. фанлари номзоди ... дис. автореф. Тошкент, 1999.
  13. Муқимий. Танланган асарлар. Биринчи том. Тошкент, 1960. Б. 203.
  14. Нафасов Т. Номлар таърифи // Гулистон. Ташкент, 1968. № 4. С. 26.
  15. Носируддин Бурҳовуддун Рабғўзи. Қиссаси Рабғузий. Тошкент: Ёзувчи, 1990. 1-жилд. Б. 46-47.
  16. Раҳмонов Т. Миф ўзбек фольклори эпик мотивларининг ўзаги сифатида: филол. фанлари номзоди ... дис. автореф. Тошкент, 1997.
  17. Рўзимбоев С., Собирова Н. «Авесто» ва Хоразм фольклори. Урганч, 2001.
  18. Саримсоқов Б. Эпик жанрлар диффузияси // Ўзбек фольклорининг эпик жанрлари. Тошкент, 1981.
  19. Толипов С. П. Ўзбекистоннинг қадимги маданияти. Тошкент, 1954. Б. 8.
  20. Файзиева Д. Ўзбек фольклорида илон клуьтининг излари // Ўзбек тили ва адабиёти. Тошкент, 1997. 2-сон.
  21. Фурқат. ТАТ. Т. 2. 96-бет.
  22. Ҳайдаров Т. «Гўр-ўғли» ва мифология синкретизми: филол. фанлари номзоди ... дис. автореф. Тошкент, 1994.
  23. Эшонқулов Ж. Ўзбек фольклорида дев образи: филол. фанлари номзоди ... дис. автореф. Тошкент, 1997.

Информация об авторах

Хамдамова Сайяра Хусеновна

Ташкентская государственная консерватория, Узбекистан

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 10 декабря 2010.

Ключевые слова

  • мифологические образы
  • фольклорные традиции
  • народные легенды
  • устные варианты
  • бахши-шаманы
  • топонимические легенды
  • покровитель
  • традиционный персонаж
  • мифологические представления
  • mythological images
  • folklore traditions
  • folk legends
  • oral variants
  • bahshi-shamans
  • toponymic legends
  • patron
  • traditional character
  • mythological beliefs

Copyright

© 2010 Автор(ы)
© 2010 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)