• Научная статья
  • 5 декабря 2011
  • Открытый доступ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ЯЗЫКА БЛОГОВ И МИКРОБЛОГОВ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО, АНГЛИЙСКОГО И КИТАЙСКОГО ЯЗЫКОВ)

Аннотация

Настоящая статья посвящена вопросу формирования коммуникативных и межкультурных компетенций студентов, изучающих профессионально-ориентированный иностранный язык. Для этой цели авторами предлагается актуальная дидактическая модель, основанная на использовании тематически разнообразного контента блогосферы. Базовой составляющей модели является разносторонняя аудиторная и внеаудиторная работа с аутентичным языковым материалом, предоставленным в свободном доступе в сети Интернет, способствующая развитию навыков свободного устного и письменного межкультурного общения в рамках заданной проблематики, а также формированию умения ставить и решать различные проблемы в сфере межкультурной языковой коммуникации.

Источники

  1. Астафурова Т. Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения: лингвистический и дидактический аспекты: автореф. дисс. … д-ра филол. наук. М., 1997.
  2. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: методологические и методические вопросы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.
  3. Веселовская Н. С. Компетентностный подход в образовании - основа подготовки квалифицированного специалиста [Электронный ресурс]. URL: http://www.auditorum.ru (дата обращения: 22.09.2011).
  4. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: ключевые понятия, термины, актуальная лексика: словарь. М.: Новь, 1999. 535 с.
  5. Гутарева Н. Ю. Тестирование при определении уровня иноязычной коммуникативной компетенции (на примере обучения специальности «Экологический менеджмент» в неязыковом вузе): монография / Томский политехнический университет. Томск: Изд-во ТПУ, 2011. 159 с.
  6. Запятая О. В. Формирование и мониторинг общих умений коммуникации учащихся: методическое пособие. Красноярск: Торос, 2007. 136 с.
  7. Кравченко А. В. Что такое коммуникация?: очерк биокогнитивной философии языка // Прямая и непрямая коммуникация: сб. научных статей / под ред. В. В. Дементьева. Саратов: Колледж, 2003. С. 27-39.
  8. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002. 239 с.
  9. Степанова С. Н. Компетентностный подход как инструмент модернизации российского образования // Известия Томского политехнического университета. Томск, 2009. Т. 314. № 3.
  10. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс]: доклад на Отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 г. URL: http://www.eidos.ru/news/compet/html (дата обращения: 22.10.2011).
  11. Crystal D. Language and the Internet. Cambridge: CUP, 2006. 316 p.
  12. Nowson S. Weblogs, Genres and Individual Differences // Proceedings of the 27th Annual Conference of the Cognitive Science Society. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2005. Р. 1666-1671.

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (тема: «Проведение научных лингво-педагогических исследований применения инновационных технологий в области языкового образования высшей технической школы»; ГК № 14.740.11.1399).

Информация об авторах

Худякова Ольга Сергеевна

Сибирский федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 5 декабря 2011.

Ключевые слова

  • коммуникативная компетенция
  • межкультурная компетенция
  • блогосфера
  • межкультурная коммуникация
  • блог
  • микроблог
  • communicative competence
  • intercultural competence
  • blogosphere
  • intercultural communication
  • blog
  • microblog

Copyright

© 2011 Автор(ы)
© 2011 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)